Клуб исторического
фехтования
и кулачного боя

Щит

Фестиваль в Чувашии

05.02.2016
Недавно в Чувашии состоялся турнир-фестиваль под названием «Тени наших предков».

Назад в прошлое: возрождение средневековых боев

02.02.2016
В Ставрополе на ристалище планируют провести настоящие бои рыцарей – под звон мечей и щитов.

Праздник для жителей Петрозаводска

29.01.2016
В начале следующего месяца в Карелии пройдет выставка фотографов, которая посвящается юбилею клуба под названием «Скель».

Второй турнир фехтовальщиков в Тюмени

27.01.2016
В начале текущего года в Тюмени прошел второй открытый чемпионат под названием «Герои нашего времени», куда съехались самые лучшие фехтовальщики.

Фехтование в Красноярске

25.01.2016
В Сибири недавно состоялись соревнования по прекрасному виду спорта – фехтованию. Событие проводилось в центре творчества, который называется «Пилот». Это был третий по счету исторический турнир под названием «НЕМА». На соревнования приехали фехтовальщики из Иркутска, Новосибирска, а также с Красноярска. «Империум Гладиум» - это организатор соревнования – клуб фехтовальщиков Красноярска.

Фото → Доспехи ч.2

В глубочайшей древности человечество не знало защитных доспехов: первые воины шли в бой нагими. С другой стороны, во многих главах этой книги уже говорилось о непререкаемой силе традиций: считалось, что праотеческие порядки завещаны человечеству непосредственно самими Богами, а значит, обсуждению и тем более нарушению не подлежат.
В глубочайшей древности человечество не знало защитных доспехов: первые воины шли в бой нагими. С другой стороны, во многих главах этой книги уже говорилось о непререкаемой силе традиций: считалось, что праотеческие порядки завещаны человечеству непосредственно самими Богами, а значит, обсуждению и тем более нарушению не подлежат.
Однако история никогда не стояла на месте, технический прогресс двигался своим чередом. Со временем воины надели одежду и начали употреблять всевозможные защитные приспособления.
Однако история никогда не стояла на месте, технический прогресс двигался своим чередом. Со временем воины надели одежду и начали употреблять всевозможные защитные приспособления.
При этом праотеческий закон, предписывающий в сражении наготу, отнюдь не был забыт. Уйдя из повседневной воинской жизни, он остался "на крайний случай", для последнего смертного боя, когда наш далекий предок уже не заботился о сбережении жизни и помышлял лишь о том, чтобы достойно принести себя в жертву Перуну, покровителю воинов.
При этом праотеческий закон, предписывающий в сражении наготу, отнюдь не был забыт. Уйдя из повседневной воинской жизни, он остался "на крайний случай", для последнего смертного боя, когда наш далекий предок уже не заботился о сбережении жизни и помышлял лишь о том, чтобы достойно принести себя в жертву Перуну, покровителю воинов.
Свидетельства тому сохранили иностранные хроники, авторы которых имели дело с воинами-славянами - и как противники, и как союзники.
Свидетельства тому сохранили иностранные хроники, авторы которых имели дело с воинами-славянами - и как противники, и как союзники.
"Панцирей они никогда не надевают, - пишет византийский хронист VI века. Обратим внимание на следующие слова: - Иные же не носят ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, и в таком виде идут на сражение с врагами..."
"Панцирей они никогда не надевают, - пишет византийский хронист VI века. Обратим внимание на следующие слова: - Иные же не носят ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, и в таком виде идут на сражение с врагами..."
А вот как описывает "дела давно минувших дней" датский писатель, живший в XII веке. По его словам, "при рукопашном бое славяне перебрасывают свои щиты за спину... и с открытой грудью, выставляя все тело на раны, с мечом в руках бросаются на врага...".
А вот как описывает "дела давно минувших дней" датский писатель, живший в XII веке. По его словам, "при рукопашном бое славяне перебрасывают свои щиты за спину... и с открытой грудью, выставляя все тело на раны, с мечом в руках бросаются на врага...".
Заметим, что здесь идет речь не о событиях XII века, а о гораздо более ранних. Согласимся - вид такого воина, исполненного презрения к смерти и чувствующего за собой исполинские тени Богов, мог заставить попятиться какого угодно врага.
Заметим, что здесь идет речь не о событиях XII века, а о гораздо более ранних. Согласимся - вид такого воина, исполненного презрения к смерти и чувствующего за собой исполинские тени Богов, мог заставить попятиться какого угодно врага.
Вероятно, уместно вспомнить здесь живописные полотна и монументы нашего времени, посвященные героизму солдат Великой Отечественной. Воины, принимающие последний бой, очень часто изображаются обнаженными по пояс. Вот какова сила традиции.
Вероятно, уместно вспомнить здесь живописные полотна и монументы нашего времени, посвященные героизму солдат Великой Отечественной. Воины, принимающие последний бой, очень часто изображаются обнаженными по пояс. Вот какова сила традиции.
Кольчуга, впрочем, тоже ведет свой род из глубокой древности. Первоначально появившись в Ассирии или Иране, она была хорошо известна римлянам и их соседям. Долгое время ученые полагали, что с гибелью Рима кольчуга в Европе была позабыта и опять обрела популярность лишь во времена крестовых походов, когда крестоносцы заново познакомились с нею на мусульманском Востоке.
Кольчуга, впрочем, тоже ведет свой род из глубокой древности. Первоначально появившись в Ассирии или Иране, она была хорошо известна римлянам и их соседям. Долгое время ученые полагали, что с гибелью Рима кольчуга в Европе была позабыта и опять обрела популярность лишь во времена крестовых походов, когда крестоносцы заново познакомились с нею на мусульманском Востоке.
Однако позднейшие исследования археологов доказали, что на самом деле все было иначе: после падения Рима удобные и надежные кольчуги не только не исчезли из употребления, но, наоборот, получили широкое распространение в "варварской" Европе.
Однако позднейшие исследования археологов доказали, что на самом деле все было иначе: после падения Рима удобные и надежные кольчуги не только не исчезли из употребления, но, наоборот, получили широкое распространение в "варварской" Европе.
Еще в римскую эпоху их узнали в Скандинавии; в VIII-IX веках нашей эры кольчуги носили по всей Восточной Европе от Прикамья, Западного Приуралья и Северного Кавказа до Чехии. Естественно, кольчуга при этом не могла не обрасти мистическими свойствами, с большим успехом заменив "божественную" наготу воина прежних веков.
Еще в римскую эпоху их узнали в Скандинавии; в VIII-IX веках нашей эры кольчуги носили по всей Восточной Европе от Прикамья, Западного Приуралья и Северного Кавказа до Чехии. Естественно, кольчуга при этом не могла не обрасти мистическими свойствами, с большим успехом заменив "божественную" наготу воина прежних веков.
Что же это были за свойства? Во-первых, кольчуга железная. Стало быть, она наследует всю магию металла, побывавшего под молотом кузнеца. Во-вторых, кольчуга, сплетенная из многих тысяч колечек, - изделие исключительно трудоемкое, а значит, тем более "священное" (и дорогостоящее).
Что же это были за свойства? Во-первых, кольчуга железная. Стало быть, она наследует всю магию металла, побывавшего под молотом кузнеца. Во-вторых, кольчуга, сплетенная из многих тысяч колечек, - изделие исключительно трудоемкое, а значит, тем более "священное" (и дорогостоящее).
В-третьих, следует заглянуть в этнографический музей и присмотреться там к шаманскому одеянию. Ученые пишут, что стадию шаманизма прошли в разное время все народы мира.
В-третьих, следует заглянуть в этнографический музей и присмотреться там к шаманскому одеянию. Ученые пишут, что стадию шаманизма прошли в разное время все народы мира.
Ритуальные одежды шаманов весьма разнообразны, но есть между ними и сходство. В частности, фигурные железные бляшки, зачастую сплошь покрывающие костюм.
Ритуальные одежды шаманов весьма разнообразны, но есть между ними и сходство. В частности, фигурные железные бляшки, зачастую сплошь покрывающие костюм.
Это обереги, призванные отпугивать злых духов и привлекать внимание добрых. Во время шаманского действа - камлания - они таинственно шумели и звенели в такт ударам бубна или барабана.
Это обереги, призванные отпугивать злых духов и привлекать внимание добрых. Во время шаманского действа - камлания - они таинственно шумели и звенели в такт ударам бубна или барабана.
Воин в железной броне, идущий в атаку под мерный рокот барабанов, в глазах древних людей должен был выглядеть родным братом шамана. Со страниц хроник доносится глухой и мрачный барабанный бой, которым сопровождали свою атаку иные "варварские" племена.
Воин в железной броне, идущий в атаку под мерный рокот барабанов, в глазах древних людей должен был выглядеть родным братом шамана. Со страниц хроник доносится глухой и мрачный барабанный бой, которым сопровождали свою атаку иные "варварские" племена.
Война еще не успела стать для них ремеслом: всякий раз битва была хотя бы отчасти богослужением. Неудивительно, что некоторые воины впадали в неистовство, подобное экстазу шамана: проявляли немыслимую в обычных условиях силу и быстроту, не чувствовали ни страха, ни боли от ран, кусали свои щиты и утрачивали способность говорить - только рычали.
Война еще не успела стать для них ремеслом: всякий раз битва была хотя бы отчасти богослужением. Неудивительно, что некоторые воины впадали в неистовство, подобное экстазу шамана: проявляли немыслимую в обычных условиях силу и быстроту, не чувствовали ни страха, ни боли от ран, кусали свои щиты и утрачивали способность говорить - только рычали.
Подобных воинов скандинавы называли "берсерками". Это слово толкуют по-разному: то ли "без рубашки", то ли "медвежья рубашка". Первое объяснение в комментариях не нуждается, второе же означает, что боевое бешенство якобы превращало берсерков в медведей.
Подобных воинов скандинавы называли "берсерками". Это слово толкуют по-разному: то ли "без рубашки", то ли "медвежья рубашка". Первое объяснение в комментариях не нуждается, второе же означает, что боевое бешенство якобы превращало берсерков в медведей.
Во всяком случае, вели они себя подобающим образом. И для этого им не требовалось поедать мухоморы или вдыхать наркотический дым, как иногда ошибочно утверждают.
Во всяком случае, вели они себя подобающим образом. И для этого им не требовалось поедать мухоморы или вдыхать наркотический дым, как иногда ошибочно утверждают.
Историки пишут: даже доблестные римские легионы бывали полностью деморализованы атакой "воинов-шаманов" из варварских племен и в панике разбегались.
Историки пишут: даже доблестные римские легионы бывали полностью деморализованы атакой "воинов-шаманов" из варварских племен и в панике разбегались.
А русская летопись рассказывает: наши воины, вышедшие однажды "в голых бронях" ради устрашения неприятеля, выглядели столь жутко, что решительно невозможно было смотреть...
А русская летопись рассказывает: наши воины, вышедшие однажды "в голых бронях" ради устрашения неприятеля, выглядели столь жутко, что решительно невозможно было смотреть...
Одним словом, у самых разных народов "железная рубаха" служила не только индивидуальной защитой, но и знаком "воинской святости", немаловажным магическим средством достижения победы в бою.
Одним словом, у самых разных народов "железная рубаха" служила не только индивидуальной защитой, но и знаком "воинской святости", немаловажным магическим средством достижения победы в бою.

Долгое время историки полагали, что с пластинчатыми доспехами - "бронями дощатыми" - славяне познакомились не ранее XII века. Археологам попадались в земле исключительно кольчуги.
Долгое время историки полагали, что с пластинчатыми доспехами - "бронями дощатыми" - славяне познакомились не ранее XII века. Археологам попадались в земле исключительно кольчуги.
Одни авторы в связи с этим писали об "отсталости" наших предков, другие, наоборот, неумеренно восхваляли славянскую кольчугу в противовес якобы неудобным и неуклюжим латам рыцарей Запада.
Одни авторы в связи с этим писали об "отсталости" наших предков, другие, наоборот, неумеренно восхваляли славянскую кольчугу в противовес якобы неудобным и неуклюжим латам рыцарей Запада.
Вспоминали и существовавшее некогда мнение, будто Запад освоил кольчугу в том же XII веке. А третьи задавались вопросом: почему в таком случае обычная по археологическим материалам кольчуга почти не фигурирует на летописных миниатюрах, фресках и иконах, изображающих святых воинов?
Вспоминали и существовавшее некогда мнение, будто Запад освоил кольчугу в том же XII веке. А третьи задавались вопросом: почему в таком случае обычная по археологическим материалам кольчуга почти не фигурирует на летописных миниатюрах, фресках и иконах, изображающих святых воинов?
Если в VI веке наши предки редко употребляли защитный доспех, то двумя столетиями позже они появляются уже в кольчугах собственного производства, причем славянские мастера работали в европейских, а не в азиатских традициях.
Если в VI веке наши предки редко употребляли защитный доспех, то двумя столетиями позже они появляются уже в кольчугах собственного производства, причем славянские мастера работали в европейских, а не в азиатских традициях.