Клуб исторического
фехтования
и кулачного боя

Щит
Отдых в Израиле Познать все радости большого города, его ночной жизни и развлечений можно 24 часа в сутки. На протяжении последних лет в туриндустрию города были вложены огромные средства, и теперь Тель-Авив может предоставить своим гостям отдых на любой вкус. Герцлия – город на побережье Средиземного моря.

Фестиваль в Чувашии

05.02.2016
Недавно в Чувашии состоялся турнир-фестиваль под названием «Тени наших предков».

Назад в прошлое: возрождение средневековых боев

02.02.2016
В Ставрополе на ристалище планируют провести настоящие бои рыцарей – под звон мечей и щитов.

Праздник для жителей Петрозаводска

29.01.2016
В начале следующего месяца в Карелии пройдет выставка фотографов, которая посвящается юбилею клуба под названием «Скель».

Второй турнир фехтовальщиков в Тюмени

27.01.2016
В начале текущего года в Тюмени прошел второй открытый чемпионат под названием «Герои нашего времени», куда съехались самые лучшие фехтовальщики.

Фехтование в Красноярске

25.01.2016
В Сибири недавно состоялись соревнования по прекрасному виду спорта – фехтованию. Событие проводилось в центре творчества, который называется «Пилот». Это был третий по счету исторический турнир под названием «НЕМА». На соревнования приехали фехтовальщики из Иркутска, Новосибирска, а также с Красноярска. «Империум Гладиум» - это организатор соревнования – клуб фехтовальщиков Красноярска.

Фото → Фестивали кулачного боя ч.2

Восемнадцатый век дает возможность познакомиться с описаниями кулачных боев, сделанными уже самими россиянами. По-прежнему виртуозность их весьма относительна, а правила - очень жестоки. Ставшее в конце XVIII века пословицей правило "лежачего не бьют" впервые сформулировано в полицейском указе от 1726 года: "...Чтобы увечного бою не было б и кто упадет, лежащих никого не били б".
Восемнадцатый век дает возможность познакомиться с описаниями кулачных боев, сделанными уже самими россиянами. По-прежнему виртуозность их весьма относительна, а правила - очень жестоки. Ставшее в конце XVIII века пословицей правило "лежачего не бьют" впервые сформулировано в полицейском указе от 1726 года: "...Чтобы увечного бою не было б и кто упадет, лежащих никого не били б".
Большинство кулачных бойцов восприняли этот указ как покушение на свои священные права, и прошли десятилетия, прежде чем он хоть изредка стал соблюдаться.
Большинство кулачных бойцов восприняли этот указ как покушение на свои священные права, и прошли десятилетия, прежде чем он хоть изредка стал соблюдаться.
Стеночные бойцы довольно часто пускали в ход нож, кистень или короткую дубинку (что, конечно, было нарушением этики кулачного боя, но нарушением привычным и постоянным). В таких случаях противнику удавалось отбиться, только если он заранее припасал аналогичное оружие.
Стеночные бойцы довольно часто пускали в ход нож, кистень или короткую дубинку (что, конечно, было нарушением этики кулачного боя, но нарушением привычным и постоянным). В таких случаях противнику удавалось отбиться, только если он заранее припасал аналогичное оружие.
Эффективное сопротивление голыми руками почти исключалось. Даже "вкладышей" или "заначек" - укрытых в рукавице либо зажатых в кулаке утяжелителей типа медных монет, свинцовых пуль (в том же указе от 1726 года говорится об использовании в этих целях ядер для малокалиберных фальконетов, весивших сотни граммов) или железных стержней, - как правило, хватало, чтобы создать значительное превосходство в силе и опыте.
Эффективное сопротивление голыми руками почти исключалось. Даже "вкладышей" или "заначек" - укрытых в рукавице либо зажатых в кулаке утяжелителей типа медных монет, свинцовых пуль (в том же указе от 1726 года говорится об использовании в этих целях ядер для малокалиберных фальконетов, весивших сотни граммов) или железных стержней, - как правило, хватало, чтобы создать значительное превосходство в силе и опыте.
Даль в своем "Толковом словаре" приводил приемы использования кистеней в стеночных схватках, утверждая, что к вооруженному таким образом человеку "нет подступа в кулачном бою".
Даль в своем "Толковом словаре" приводил приемы использования кистеней в стеночных схватках, утверждая, что к вооруженному таким образом человеку "нет подступа в кулачном бою".
Из этого напрашиваются два вывода. Значит, еще во времена Даля (или, по крайней мере, в недавнем для него прошлом) стеночные бои проводились не только на кулаках. Кроме того, кистень в опытных руках - оружие, конечно, грозное, однако именно против него возможна масса контрприемов - гораздо больше, чем против того же ножа. И если уж ни при каких обстоятельствах "подступа нет" - значит, нет и надежных навыков работы против оружия.
Из этого напрашиваются два вывода. Значит, еще во времена Даля (или, по крайней мере, в недавнем для него прошлом) стеночные бои проводились не только на кулаках. Кроме того, кистень в опытных руках - оружие, конечно, грозное, однако именно против него возможна масса контрприемов - гораздо больше, чем против того же ножа. И если уж ни при каких обстоятельствах "подступа нет" - значит, нет и надежных навыков работы против оружия.
Одиночные поединки вне "стеночных" порядков уже существуют, но они более характерны для борьбы, чем для кулачного боя. В таких поединках участвуют все сословия, вплоть до высших слоев дворянства, и поддаваться родовитым противникам не принято. В кулачных боях одиночные схватки служат в основном дополнением "стенки", когда наиболее опытные кулачных дел мастера меряются силами до начала общего сражения.
Одиночные поединки вне "стеночных" порядков уже существуют, но они более характерны для борьбы, чем для кулачного боя. В таких поединках участвуют все сословия, вплоть до высших слоев дворянства, и поддаваться родовитым противникам не принято. В кулачных боях одиночные схватки служат в основном дополнением "стенки", когда наиболее опытные кулачных дел мастера меряются силами до начала общего сражения.
Удар наносится, помимо костяшек кулака, его нижней частью (при размахе сверху) и внутренней (при движении руки сбоку). Подбивы и зацепы ног сохраняются и в кулачном бою, и в борьбе. Арсенал их очень ограничен, но все равно умение проводить хотя бы некоторые подсечки считается верхом совершенства, доступным не каждому бойцу.
Удар наносится, помимо костяшек кулака, его нижней частью (при размахе сверху) и внутренней (при движении руки сбоку). Подбивы и зацепы ног сохраняются и в кулачном бою, и в борьбе. Арсенал их очень ограничен, но все равно умение проводить хотя бы некоторые подсечки считается верхом совершенства, доступным не каждому бойцу.
Каковы были поздние формы российского кулачного боя? Помимо обычных боев "стенка на стенку" существуют менее организованные схватки небольшими группами без четкой структуры (по принципу: каждый сам за себя). Это - "свалочный бой" (или же "сцеплялка"). Имеют место и чистые поединки - "сам на сам".
Каковы были поздние формы российского кулачного боя? Помимо обычных боев "стенка на стенку" существуют менее организованные схватки небольшими группами без четкой структуры (по принципу: каждый сам за себя). Это - "свалочный бой" (или же "сцеплялка"). Имеют место и чистые поединки - "сам на сам".
В XIX-XX веках все виды единоборств Российской империи перестали замыкаться в себе и начали образовывать сплавы друг с другом и с международными системами фехтования, борьбы, английского бокса, французского бокса, и даже дзюдзюцу. Иногда какая-либо из международных школ надолго сохранялась в чистом виде: например, греко-римская борьба.
В XIX-XX веках все виды единоборств Российской империи перестали замыкаться в себе и начали образовывать сплавы друг с другом и с международными системами фехтования, борьбы, английского бокса, французского бокса, и даже дзюдзюцу. Иногда какая-либо из международных школ надолго сохранялась в чистом виде: например, греко-римская борьба.
Рукопашному бою в дореволюционной армии систематически не обучали - даже в "спецподразделениях" (туда, правда, набирали бойцов, кое-что освоивших "частным образом"). В советское время массовая подготовка рукопашников тоже большей частью осталась на бумаге, но кое-что изменилось.
Рукопашному бою в дореволюционной армии систематически не обучали - даже в "спецподразделениях" (туда, правда, набирали бойцов, кое-что освоивших "частным образом"). В советское время массовая подготовка рукопашников тоже большей частью осталась на бумаге, но кое-что изменилось.
Помимо различных школ раннего самбо в Красной Армии существовал также прикладной рукопашный бой, иногда сочетавшийся с противостоянием вооруженному противнику. В обязательную программу тогдашних предшественников коммандос входил так называемый "вольный бой" (он же - "бой невооруженных"), схватки с применением короткого оружия (на ножах и безоружный против вооруженного ножом), штыковое фехтование и навыки противостояния без оружия штыковому бойцу.
Помимо различных школ раннего самбо в Красной Армии существовал также прикладной рукопашный бой, иногда сочетавшийся с противостоянием вооруженному противнику. В обязательную программу тогдашних предшественников коммандос входил так называемый "вольный бой" (он же - "бой невооруженных"), схватки с применением короткого оружия (на ножах и безоружный против вооруженного ножом), штыковое фехтование и навыки противостояния без оружия штыковому бойцу.
О популярности именно стеношной формы кулачного боя, так называемых боях “стенка на стенку”, свидетельствуют и воспоминания очевидцев – Пушкина и Лермонтова, Бажова и Гиляровского, и изыскания первых русских этнографов, описателей народной жизни – Забелина и Сахарова, и скупые строки полицейских протоколов и государственных указов (как не вспомнить знаменитый указ Екатерины II, регламентирующий проведение стеношных боев в Санкт-Петербурге).
О популярности именно стеношной формы кулачного боя, так называемых боях “стенка на стенку”, свидетельствуют и воспоминания очевидцев – Пушкина и Лермонтова, Бажова и Гиляровского, и изыскания первых русских этнографов, описателей народной жизни – Забелина и Сахарова, и скупые строки полицейских протоколов и государственных указов (как не вспомнить знаменитый указ Екатерины II, регламентирующий проведение стеношных боев в Санкт-Петербурге).
Эти свидетельства дают исчерпывающее представление о правилах и формах этого состязания. Один из апологетов российского спорта барон Кистер, человек создавший один из первых в России гимнастических клубов и первым издавший на русском языке пособие по боксу и французской борьбе, в своей книге посвященной английскому боксу один из разделов посвятил описанию стеношного боя, ударов и защит, используемых в нем.
Эти свидетельства дают исчерпывающее представление о правилах и формах этого состязания. Один из апологетов российского спорта барон Кистер, человек создавший один из первых в России гимнастических клубов и первым издавший на русском языке пособие по боксу и французской борьбе, в своей книге посвященной английскому боксу один из разделов посвятил описанию стеношного боя, ударов и защит, используемых в нем.
Согласно свидетельствам очевидцев стеношные бои проводились в основном зимой и были приурочены к большим  праздникам, но история сохранила для нас и другие примеры. Так,  например кулачные бои проводились зимой на реке Сить (Ярославская область), где по преданию русские богатыри сражались с татарскими захватчиками.
Согласно свидетельствам очевидцев стеношные бои проводились в основном зимой и были приурочены к большим праздникам, но история сохранила для нас и другие примеры. Так, например кулачные бои проводились зимой на реке Сить (Ярославская область), где по преданию русские богатыри сражались с татарскими захватчиками.
В Ливнах (Орловская область) игры и состязания также проводились в честь воинов, павших в битве с татарами В зимнее время стеношные бои проходили, как правило, на льду рек. Это было обусловлено прежде всего большим количеством участников (так, для примера, на Москве реке, на святки и масленицу в стенках собиралось до 20 тысяч бойцов) для которых в черте города сложно было найти место.
В Ливнах (Орловская область) игры и состязания также проводились в честь воинов, павших в битве с татарами В зимнее время стеношные бои проходили, как правило, на льду рек. Это было обусловлено прежде всего большим количеством участников (так, для примера, на Москве реке, на святки и масленицу в стенках собиралось до 20 тысяч бойцов) для которых в черте города сложно было найти место.
Именно для стеношного боя характерны те правила, которые знает каждый русский человек с детства: в спину не бить, лежачего не бить, «мазку» (того на ком кровь) не бить. Нарушение правил осуждалось обществом и виновного наказывала своя же команда.
Именно для стеношного боя характерны те правила, которые знает каждый русский человек с детства: в спину не бить, лежачего не бить, «мазку» (того на ком кровь) не бить. Нарушение правил осуждалось обществом и виновного наказывала своя же команда.
Стеношный бой напоминал сражение двух армий с фронтальными и фланговыми прорывами, использованием оперативного резерва (так называемые записные бойцы), каждая стенка имела и своего предводителя - надежу-бойца, который, как правило,  руководил действиями всей стенки и осуществлял прорывы.
Стеношный бой напоминал сражение двух армий с фронтальными и фланговыми прорывами, использованием оперативного резерва (так называемые записные бойцы), каждая стенка имела и своего предводителя - надежу-бойца, который, как правило, руководил действиями всей стенки и осуществлял прорывы.
В практически поголовном участии мужского населения в стеношных боях  военные историки видят корень той стойкости и выучки, которую демонстрировали русские воины.

Стеношный бой давно привлекает внимание спортивных методистов и в модернизированном виде, под названием “коллективный бокс”, до Великой Отечественной Войны даже было проведено несколько чемпионатов.
В практически поголовном участии мужского населения в стеношных боях военные историки видят корень той стойкости и выучки, которую демонстрировали русские воины. Стеношный бой давно привлекает внимание спортивных методистов и в модернизированном виде, под названием “коллективный бокс”, до Великой Отечественной Войны даже было проведено несколько чемпионатов.
Но, считая стеношные бои только русской традицией, многие ошибаются, так известное новгородское предание о боях, которые происходили между двумя концами города на мосту через Волхов имеет аналогию со сведениями приводимыми болгарской исследовательницей Оливовой о праздничных коллективных боях, проходивших между молодежью на мостах Венеции. Там состязания начинались с одиночных боев, после чего в дело вступали и команды в полном составе
Но, считая стеношные бои только русской традицией, многие ошибаются, так известное новгородское предание о боях, которые происходили между двумя концами города на мосту через Волхов имеет аналогию со сведениями приводимыми болгарской исследовательницей Оливовой о праздничных коллективных боях, проходивших между молодежью на мостах Венеции. Там состязания начинались с одиночных боев, после чего в дело вступали и команды в полном составе
Следующим по популярности видом состязаний были кулачные бои “сам на сам”, где бойцы, выходя на поединок, бились на кулаках, нанося друг другу удары корпус и голову. Бились по различным правилам:

- до сбивания на землю ударом (до трех сбиваний)

- до первой крови

- до сдачи противника и признания своего поражения
Следующим по популярности видом состязаний были кулачные бои “сам на сам”, где бойцы, выходя на поединок, бились на кулаках, нанося друг другу удары корпус и голову. Бились по различным правилам: - до сбивания на землю ударом (до трех сбиваний) - до первой крови - до сдачи противника и признания своего поражения
Также существовал кулачный бой «удар на удар» или « раз за раз», когда противники наносили удары по очереди. Уклоняться от удара, отвечать на него, переступать ногами запрещалось, можно было лишь прикрыть руками наиболее  уязвимые места.
Также существовал кулачный бой «удар на удар» или « раз за раз», когда противники наносили удары по очереди. Уклоняться от удара, отвечать на него, переступать ногами запрещалось, можно было лишь прикрыть руками наиболее уязвимые места.
Некоторые описания состязательных боев позволяют увидеть бой практически без правил. Противники бьют друг друга руками и ногами, бьют по голове, корпусу и срамным частям, но, закончив бой, троекратно обнимаются, демонстрируя, что не держат зла друг на друга. Другие свидетели описывают поединки,  в которых удары наносились только в голову или только в корпус или вообще состояли из поочередного обмена ударами.
Некоторые описания состязательных боев позволяют увидеть бой практически без правил. Противники бьют друг друга руками и ногами, бьют по голове, корпусу и срамным частям, но, закончив бой, троекратно обнимаются, демонстрируя, что не держат зла друг на друга. Другие свидетели описывают поединки, в которых удары наносились только в голову или только в корпус или вообще состояли из поочередного обмена ударами.
Описание подобных боев нам оставили Сигизмунд Гербенштейн (1517год) Адам Олеарий (XVI век), Гехард Фит (XVIII век). Кроме того о кулачном бое говорят некоторые иностранцы, побывавшие в России в XV – XVIII вв. : Флетчер, Холкуит, Ченслор, Петрей, Тьеполо, Петерсон и многие другие. Рассказывая о кулачном бое многие из них говорят о нем, как об одной из забав, которую любят наблюдать русские цари и которой предается вся, без исключения русская молодежь.
Описание подобных боев нам оставили Сигизмунд Гербенштейн (1517год) Адам Олеарий (XVI век), Гехард Фит (XVIII век). Кроме того о кулачном бое говорят некоторые иностранцы, побывавшие в России в XV – XVIII вв. : Флетчер, Холкуит, Ченслор, Петрей, Тьеполо, Петерсон и многие другие. Рассказывая о кулачном бое многие из них говорят о нем, как об одной из забав, которую любят наблюдать русские цари и которой предается вся, без исключения русская молодежь.
Нашли отражение традиционные рукопашные состязания в устном народном творчестве: пословицах, поговорках, заговорах, былинах и песнях.

Описывались приемы кулачного боя или борьбы, правила состязаний и способы тренировки, известные сказителям, экстраполировались стереотипы движения, умения и навыки на  образы героев
Нашли отражение традиционные рукопашные состязания в устном народном творчестве: пословицах, поговорках, заговорах, былинах и песнях. Описывались приемы кулачного боя или борьбы, правила состязаний и способы тренировки, известные сказителям, экстраполировались стереотипы движения, умения и навыки на образы героев
Существовали и описания боев, составленные непосредственно современниками и очевидцами их.

«при содействии посредников, сводчиков, знатоков, которых в подбных случаях всегда является много, два известные знаменитые бойца… соглашаются сделать несколько схваток. «Ну что, Митюха, - говорит один, давай чтоль?»  «Пожалуй, - отвечает Митюха , - отчего не потешить народ!» Соперники… дружески обнимаются, цалуются и становятся на свои места, один против другого.
Существовали и описания боев, составленные непосредственно современниками и очевидцами их. «при содействии посредников, сводчиков, знатоков, которых в подбных случаях всегда является много, два известные знаменитые бойца… соглашаются сделать несколько схваток. «Ну что, Митюха, - говорит один, давай чтоль?» «Пожалуй, - отвечает Митюха , - отчего не потешить народ!» Соперники… дружески обнимаются, цалуются и становятся на свои места, один против другого.
Знатоки и посредники обступают их и начинают внимательно следить за малейшим движением каждого, ибо дело имеет свою школу, свои законы, свои условия, и бойцы в эту минуту становятся чем-то вроде профессоров этого искусства. Приемы, ими употребляемые, делаются потом предметом толков, критики и всевозможных обсуждений.
Знатоки и посредники обступают их и начинают внимательно следить за малейшим движением каждого, ибо дело имеет свою школу, свои законы, свои условия, и бойцы в эту минуту становятся чем-то вроде профессоров этого искусства. Приемы, ими употребляемые, делаются потом предметом толков, критики и всевозможных обсуждений.
Приемы новые или оригинальные вносятся в народную хронику и на них потом ссылаются при последующих случаях…  Бойцы стоят в принятых обычаями позах, несколько наклоненных, с готовыми кулаками.
Приемы новые или оригинальные вносятся в народную хронику и на них потом ссылаются при последующих случаях… Бойцы стоят в принятых обычаями позах, несколько наклоненных, с готовыми кулаками.
Они впиваются в глаза друг другу и стараются прочитать в них намерения противника. Один, предпринимающий сделать нападение, старается обмануть противника относительно того, с какой стороны и в какой форме он намерен произвести нападение и, устремляя усиленное внимание на один пункт, по-видимому угрожаемый нападением, избирает другой пункт, на который производит действительное нападение.
Они впиваются в глаза друг другу и стараются прочитать в них намерения противника. Один, предпринимающий сделать нападение, старается обмануть противника относительно того, с какой стороны и в какой форме он намерен произвести нападение и, устремляя усиленное внимание на один пункт, по-видимому угрожаемый нападением, избирает другой пункт, на который производит действительное нападение.
Другой старается отгадать истинные намерения противника, чтобы с успехом встретить и отразить нападение. Вообще работа ума и глаз имеют ту цель, чтобы угадать намерения противника и обмануть его относительно своих намерений…
Другой старается отгадать истинные намерения противника, чтобы с успехом встретить и отразить нападение. Вообще работа ума и глаз имеют ту цель, чтобы угадать намерения противника и обмануть его относительно своих намерений…
Бойцы  долго стоят в своих позах, изредка делая фальшивые угрожающие движения, с целью сбить с толку противника … ожидания первой схватки бывают весьма продолжительны и противники, сознавая, что именно от этой первой схватки зависит успех дела, долго собираются начать бой. Наконец, когда первая схватка состоялась, бойцы … разгорячились, дальнейшие схватки учащаются и идут уже без больших промежутков
Бойцы долго стоят в своих позах, изредка делая фальшивые угрожающие движения, с целью сбить с толку противника … ожидания первой схватки бывают весьма продолжительны и противники, сознавая, что именно от этой первой схватки зависит успех дела, долго собираются начать бой. Наконец, когда первая схватка состоялась, бойцы … разгорячились, дальнейшие схватки учащаются и идут уже без больших промежутков