Клуб исторического
фехтования
и кулачного боя

Щит

Фестиваль в Чувашии

05.02.2016
Недавно в Чувашии состоялся турнир-фестиваль под названием «Тени наших предков».

Назад в прошлое: возрождение средневековых боев

02.02.2016
В Ставрополе на ристалище планируют провести настоящие бои рыцарей – под звон мечей и щитов.

Праздник для жителей Петрозаводска

29.01.2016
В начале следующего месяца в Карелии пройдет выставка фотографов, которая посвящается юбилею клуба под названием «Скель».

Второй турнир фехтовальщиков в Тюмени

27.01.2016
В начале текущего года в Тюмени прошел второй открытый чемпионат под названием «Герои нашего времени», куда съехались самые лучшие фехтовальщики.

Фехтование в Красноярске

25.01.2016
В Сибири недавно состоялись соревнования по прекрасному виду спорта – фехтованию. Событие проводилось в центре творчества, который называется «Пилот». Это был третий по счету исторический турнир под названием «НЕМА». На соревнования приехали фехтовальщики из Иркутска, Новосибирска, а также с Красноярска. «Империум Гладиум» - это организатор соревнования – клуб фехтовальщиков Красноярска.

Фото → Фестивали кулачного боя ч.3

Кулачный бой, как распространенная и обычная забава, имел разновидности: самым несложным характером отличалась так называемая 1, "Сцеплянка-Свалка", а затем уже более организованная форма, вроде турнира или примернаго сражения была битва двух противных сторон - это 2, "Стенка на стенку", и наконец, - 3, "Один-на-один".
Кулачный бой, как распространенная и обычная забава, имел разновидности: самым несложным характером отличалась так называемая 1, "Сцеплянка-Свалка", а затем уже более организованная форма, вроде турнира или примернаго сражения была битва двух противных сторон - это 2, "Стенка на стенку", и наконец, - 3, "Один-на-один".
"Сцеплянка" представляла собою неустроенное сборище толпы, в которой противной стороны не имелось, а бились все вразсыпную, кто с кем попало и кто кого одолеет, в толпе, без разбору. Эти свалки были всегда небольшия и безобидныя.
"Сцеплянка" представляла собою неустроенное сборище толпы, в которой противной стороны не имелось, а бились все вразсыпную, кто с кем попало и кто кого одолеет, в толпе, без разбору. Эти свалки были всегда небольшия и безобидныя.
"Стенка на стенку" представляла уже нечто стройное, где различались стороны - своя и чужая, где слава о победе распространялась далеко и ею гордились, здесь часто одна деревня или половина деревни, или одна половина города становилась противу другой половины.
"Стенка на стенку" представляла уже нечто стройное, где различались стороны - своя и чужая, где слава о победе распространялась далеко и ею гордились, здесь часто одна деревня или половина деревни, или одна половина города становилась противу другой половины.
Соревнование, конечно, было - большое... Обе стороны разделяло более или менее обширное пространство, имелись у каждой стороны резервы из славившихся известных бойцов и силачей, до времени не принимавших участия, которые ожидали в стороне и пускались в бой, когда своя партия ослабевала, поддавалась, отступала или "опрокидывалась", т. е. обращалась в бегство., или, для довершения полной победы примыкали к преследующим.
Соревнование, конечно, было - большое... Обе стороны разделяло более или менее обширное пространство, имелись у каждой стороны резервы из славившихся известных бойцов и силачей, до времени не принимавших участия, которые ожидали в стороне и пускались в бой, когда своя партия ослабевала, поддавалась, отступала или "опрокидывалась", т. е. обращалась в бегство., или, для довершения полной победы примыкали к преследующим.
Бой "Один-на-один" иногда предшествовал общему, а при победе одного из бойцов сопровождался уже нападением стороны победившего на сторону побежденного. Конечно, победа одного из единоборцев еще не обусловливала победы всей стенки... Битва только принимала более страстный характер.
Бой "Один-на-один" иногда предшествовал общему, а при победе одного из бойцов сопровождался уже нападением стороны победившего на сторону побежденного. Конечно, победа одного из единоборцев еще не обусловливала победы всей стенки... Битва только принимала более страстный характер.
Победителей, по окончании боя, продолжавшагося иногда и час и два, с триумфом вели на угощенье. Большая толпа как из победителей, так и из побежденных с гиканьем и криками, а в старину еще и с битьем в накры (литавры) и бубны...
Победителей, по окончании боя, продолжавшагося иногда и час и два, с триумфом вели на угощенье. Большая толпа как из победителей, так и из побежденных с гиканьем и криками, а в старину еще и с битьем в накры (литавры) и бубны...
Итак, бой "Один-на-один" или "Сам на сам" бывал скорее случайным, иногда при споре, закладе или просто хотели померяться силами. В такой бой, а чаще в борьбу, представлявшую уже вторую, слабейшую степень забавы, вступали и высокопоставленные особы и разнаго ранга и общественнаго положения лица.
Итак, бой "Один-на-один" или "Сам на сам" бывал скорее случайным, иногда при споре, закладе или просто хотели померяться силами. В такой бой, а чаще в борьбу, представлявшую уже вторую, слабейшую степень забавы, вступали и высокопоставленные особы и разнаго ранга и общественнаго положения лица.
Что касается вообще борьбы, то она существовала у всех народов так сказать "искони", следы ее находятся еще в истории евреев, и потом особенно процветала борьба в Греции и оттуда уже, еще до Рождества Христова, перенесена в Рим . Но здесь борьба никогда не пользовалась почетом и на атлетов смотрели с презрением и даже осмеивали их.
Что касается вообще борьбы, то она существовала у всех народов так сказать "искони", следы ее находятся еще в истории евреев, и потом особенно процветала борьба в Греции и оттуда уже, еще до Рождества Христова, перенесена в Рим . Но здесь борьба никогда не пользовалась почетом и на атлетов смотрели с презрением и даже осмеивали их.
На Руси единоборство служило не забавой и развлечением, но зачастую применялось и на войне. В летописях разсказываются случаи борьбы и силы истинно богатырской и поименовываются богатыри, прославившиеся в битвах и борьбе со врагами
На Руси единоборство служило не забавой и развлечением, но зачастую применялось и на войне. В летописях разсказываются случаи борьбы и силы истинно богатырской и поименовываются богатыри, прославившиеся в битвах и борьбе со врагами
Последний вид "кулачного боя" - "Сам-на-сам" применялся у нас и как судебное доказательство, - как "поединок" с незапамятных времен; - он служил, для окончательнаго подтверждения правоты ответчика в судебном деле. Такое единоборство называлось "поле", и обвиняемый призывал обвинителя к "полю".
Последний вид "кулачного боя" - "Сам-на-сам" применялся у нас и как судебное доказательство, - как "поединок" с незапамятных времен; - он служил, для окончательнаго подтверждения правоты ответчика в судебном деле. Такое единоборство называлось "поле", и обвиняемый призывал обвинителя к "полю".
Условия состязания определялись и выбирался их способ и оружие. Древние памятники перечисляют эти и оружия и орудия, которыми пользовались тяжущиеся в таком "Суде Божием". Так в древнейшем, после Ярослава, судебнике Иоана III от 1497 г. говориться, чтобы при поединках посторонние (т.е. зрители) не присутствовали. "А к "полю" приедет окольничей и диак, и вспросити исцев, ищеи и ответчиков кто за ними стряпчей и поручникы, и тем велети и стояти, "а доспеху и дубин и ослопов" стряпчим и поручником у себя не держати".
Условия состязания определялись и выбирался их способ и оружие. Древние памятники перечисляют эти и оружия и орудия, которыми пользовались тяжущиеся в таком "Суде Божием". Так в древнейшем, после Ярослава, судебнике Иоана III от 1497 г. говориться, чтобы при поединках посторонние (т.е. зрители) не присутствовали. "А к "полю" приедет окольничей и диак, и вспросити исцев, ищеи и ответчиков кто за ними стряпчей и поручникы, и тем велети и стояти, "а доспеху и дубин и ослопов" стряпчим и поручником у себя не держати".
Карамзин о судебных поединках говорит следующее: -"Обвиняемый требовал присяги и "Суда Божия": требуя "поля" и единоборства, - говорил он. Каждый мог вместо себя выставить бойца... Избирали любое оружие, кроме огнестрельнаго и лука. Сражались обыкновенно в латах и в шлемах, копьями, секирами, мечами, на конях или пешие; иногда употреблялись и кинжалы.
Карамзин о судебных поединках говорит следующее: -"Обвиняемый требовал присяги и "Суда Божия": требуя "поля" и единоборства, - говорил он. Каждый мог вместо себя выставить бойца... Избирали любое оружие, кроме огнестрельнаго и лука. Сражались обыкновенно в латах и в шлемах, копьями, секирами, мечами, на конях или пешие; иногда употреблялись и кинжалы.
Но и кулачное состязание было в ходу. Известно, что в Москве, для поединков, в самом центре города, на Троицкой площади, у ворот Ильинских было отведено особое место, которое и называлось поле. Собственно название "поединок" и не употреблялось ни в устной речи, ни в законе, а имелся термин "поле" или "прошу поля".
Но и кулачное состязание было в ходу. Известно, что в Москве, для поединков, в самом центре города, на Троицкой площади, у ворот Ильинских было отведено особое место, которое и называлось поле. Собственно название "поединок" и не употреблялось ни в устной речи, ни в законе, а имелся термин "поле" или "прошу поля".
По народным воззрениям и народному "обычному праву", выработавшему свои нравственные правила и взгляды на многия роды общественных отношений и общежития (напр. снохачество), невольный убийца ни суду, ни наказанию не подлежит.
По народным воззрениям и народному "обычному праву", выработавшему свои нравственные правила и взгляды на многия роды общественных отношений и общежития (напр. снохачество), невольный убийца ни суду, ни наказанию не подлежит.
Так, в древнейшем памятнике нашего законодательства, которым руководствовалось правосудие вплоть до судебников, т.е. до XVI века, - в "Русской Правде" стат. 4 (Троиц. и Карамз. спис.) говорится... "но оже будетъ убилъ оже в сваде или в пиру явлено, то тамо ему платити по вервине, еже ся прикладываютъ вирою." То-есть пеню за убийство платит не сам невольный убийца, а целая община - вервь, к которой принадлежит убийца.
Так, в древнейшем памятнике нашего законодательства, которым руководствовалось правосудие вплоть до судебников, т.е. до XVI века, - в "Русской Правде" стат. 4 (Троиц. и Карамз. спис.) говорится... "но оже будетъ убилъ оже в сваде или в пиру явлено, то тамо ему платити по вервине, еже ся прикладываютъ вирою." То-есть пеню за убийство платит не сам невольный убийца, а целая община - вервь, к которой принадлежит убийца.
Этот взгляд живет в народе и до сих пор: в Высочайшем Ея Величества указе от 1726 года, по поводу кулачных боев говорится: "от которыхъ боевъ, есть и не безъ смертныхъ убийствъ, которое убийство, между подлыми и въ убийство и в грехъ не вменяютъ."
Этот взгляд живет в народе и до сих пор: в Высочайшем Ея Величества указе от 1726 года, по поводу кулачных боев говорится: "от которыхъ боевъ, есть и не безъ смертныхъ убийствъ, которое убийство, между подлыми и въ убийство и в грехъ не вменяютъ."
Правительство, в тесном смысле слова, не поощряло, но и не преследовало "кулачных боев" и положительнаго - повсеместнаго воспрещения их не встречается в узаконениях вплоть до выхода полнаго собрания законов в 1832 году, хотя кулачные бои, существуют до сих пор во многих местах.
Правительство, в тесном смысле слова, не поощряло, но и не преследовало "кулачных боев" и положительнаго - повсеместнаго воспрещения их не встречается в узаконениях вплоть до выхода полнаго собрания законов в 1832 году, хотя кулачные бои, существуют до сих пор во многих местах.
Несмотря на то, что "кулачные бои" представляли собою забаву, безобидное народное развлечение и, повидимому, не могли равняться с полем, во вском случае обычаем жестоким - не христианским и непременно кончавшимся несчастливо для одной из сторон, но только и в этой "забаве" духовенство наше, на которое постоянно слышались и слышатся незаслуженные нападки, осуждения и даже охуления, видело в них грубое и жестокое направление, развращающее нравственность и противное учению апостольскому и церковному, и издавно осуждало кулачные бои, как забавы богомерзкия и наваждение бесовское.
Несмотря на то, что "кулачные бои" представляли собою забаву, безобидное народное развлечение и, повидимому, не могли равняться с полем, во вском случае обычаем жестоким - не христианским и непременно кончавшимся несчастливо для одной из сторон, но только и в этой "забаве" духовенство наше, на которое постоянно слышались и слышатся незаслуженные нападки, осуждения и даже охуления, видело в них грубое и жестокое направление, развращающее нравственность и противное учению апостольскому и церковному, и издавно осуждало кулачные бои, как забавы богомерзкия и наваждение бесовское.
Чуткое и высокохристианское, только оно и могло влиять и влияло на дикие и грубые нравы тех дикарей, среди которых ему приходилось и по сие время приходится паломничать и подвизаться, то в Костромских лесах и дебрях, то на вершинах Алтая, то в захолустьях Олонца и какого-нибудь Пустозерска, безвыходно, безпросветно, в диких углах между тьмы невежества и варварства"...
Чуткое и высокохристианское, только оно и могло влиять и влияло на дикие и грубые нравы тех дикарей, среди которых ему приходилось и по сие время приходится паломничать и подвизаться, то в Костромских лесах и дебрях, то на вершинах Алтая, то в захолустьях Олонца и какого-нибудь Пустозерска, безвыходно, безпросветно, в диких углах между тьмы невежества и варварства"...
И оно смягчало нравы, оно вливало Христовым учением то благодушие и незлобие и покорность судьбе, которым мы дивимся в народе диком и необузданном, приписывая это природному характеру. В лице своих архипастырей оно же влияло и на высшие классы
И оно смягчало нравы, оно вливало Христовым учением то благодушие и незлобие и покорность судьбе, которым мы дивимся в народе диком и необузданном, приписывая это природному характеру. В лице своих архипастырей оно же влияло и на высшие классы
Ограничение и запрещение боев началось в XVII столетии. С развитием культуры, когда Россия вошла в сношения с западными народами и когда воззрения высших слоев общества более и более смягчались и жестокость, хотя очень медленно, но погашалась, а жизнь принимала и усваивала гуманные взгляды Запада, и правительство наше, всегда шедшее впереди народа, стало изменять взгляд на кулачные бои, находя их уже забавой вредной и жестокой, забавой развращающей нравы, зверством - безчеловечностью.
Ограничение и запрещение боев началось в XVII столетии. С развитием культуры, когда Россия вошла в сношения с западными народами и когда воззрения высших слоев общества более и более смягчались и жестокость, хотя очень медленно, но погашалась, а жизнь принимала и усваивала гуманные взгляды Запада, и правительство наше, всегда шедшее впереди народа, стало изменять взгляд на кулачные бои, находя их уже забавой вредной и жестокой, забавой развращающей нравы, зверством - безчеловечностью.
Вслед за тем в 1686 году, марта 19, в Высочайше утвержденных статьях объезжим головам, для наблюдения за благочинием, включена статья под № 5, относящаяся к кулачным боям и категорически воспрещающая их повсеместно; она говорит: "Которые люди изыманы на кулачныхъ бояхъ; и темъ людямъ за те ихъ вины чинить за первый приводъ бить батоги, и имать приводныя деньги по указу, за другой приводъ бить кнутомъ, да имать приводныя деньги вдвое, а въ третий темъ чинить потомужъ жестокое наказанье, бить кнутомъ и ссылать въ ссылку въ Украйные городы на вечное житье"
Вслед за тем в 1686 году, марта 19, в Высочайше утвержденных статьях объезжим головам, для наблюдения за благочинием, включена статья под № 5, относящаяся к кулачным боям и категорически воспрещающая их повсеместно; она говорит: "Которые люди изыманы на кулачныхъ бояхъ; и темъ людямъ за те ихъ вины чинить за первый приводъ бить батоги, и имать приводныя деньги по указу, за другой приводъ бить кнутомъ, да имать приводныя деньги вдвое, а въ третий темъ чинить потомужъ жестокое наказанье, бить кнутомъ и ссылать въ ссылку въ Украйные городы на вечное житье"
Наказание, повидимому, очень суровое, но по тому времени, ужасному по своим ужасным жестокостям, "битье кнутом и батоги" представляло одну из легких степеней наказания. Однако, и после этих указов кулачные бои все-таки продолжали существовать.
Наказание, повидимому, очень суровое, но по тому времени, ужасному по своим ужасным жестокостям, "битье кнутом и батоги" представляло одну из легких степеней наказания. Однако, и после этих указов кулачные бои все-таки продолжали существовать.
Указы писались, издавались, но мало применялись и исполнялись, что и не удивительно при такой безконечно обширной территории, при отсутствии дорог и пр. Особенно в настоящем случае, где обычай вкоренился повсюду и где виновных было не отыскать или виновными оказывались сотни и тысячи людей.
Указы писались, издавались, но мало применялись и исполнялись, что и не удивительно при такой безконечно обширной территории, при отсутствии дорог и пр. Особенно в настоящем случае, где обычай вкоренился повсюду и где виновных было не отыскать или виновными оказывались сотни и тысячи людей.
Да и самые взгляды правительства еще не установились и были неопределенны. В данном случае подтверждением этому может служить непосредственно следующее за предыдущим, Высочайшее повеление 1726 года, не только не воспрещающее кулачные бои, но и признающее их существование, как народной забавы, и даже регламентирующее порядок пользование ею, воспрещающее лишь злоупотребления в ней, причинявшия участникам вред или умышленные побои и увечья.
Да и самые взгляды правительства еще не установились и были неопределенны. В данном случае подтверждением этому может служить непосредственно следующее за предыдущим, Высочайшее повеление 1726 года, не только не воспрещающее кулачные бои, но и признающее их существование, как народной забавы, и даже регламентирующее порядок пользование ею, воспрещающее лишь злоупотребления в ней, причинявшия участникам вред или умышленные побои и увечья.
О способах боя Древней Руси никаких документальных сведений не существует. Единственные упоминания о кулачных боях - постановления церковных соборов типа: "Да изгнаны будут от сынов божьих церквей ... а случайно убитые в этих боях будут прокляты сей век и будущий".
О способах боя Древней Руси никаких документальных сведений не существует. Единственные упоминания о кулачных боях - постановления церковных соборов типа: "Да изгнаны будут от сынов божьих церквей ... а случайно убитые в этих боях будут прокляты сей век и будущий".
Впрочем, кое-что можно сказать на основе новгородских былин (окончательное оформление былинного цикла относится к XV веку). Новгород даже в средневековье сохранил многие черты, присущие именно Древней Руси. В том, что в былинах названо "боем кулачным", применяются борцовские броски, дубинки, кистени, иногда даже ножи.
Впрочем, кое-что можно сказать на основе новгородских былин (окончательное оформление былинного цикла относится к XV веку). Новгород даже в средневековье сохранил многие черты, присущие именно Древней Руси. В том, что в былинах названо "боем кулачным", применяются борцовские броски, дубинки, кистени, иногда даже ножи.
Характерной особенностью новгородского кулачного боя было использование специальных дубинок - прямых шестов-посохов длиной свыше одного метра. После присоединения Новгорода к Московской Руси патриарх Никон, закрепляя позиции, в 1652 году велел сжечь новгородские дубинки для кулачных боев. Это был политический жест, окончательно раздавливающий остатки новгородских свобод, и без того окончательно угасающих после запрета веча.
Характерной особенностью новгородского кулачного боя было использование специальных дубинок - прямых шестов-посохов длиной свыше одного метра. После присоединения Новгорода к Московской Руси патриарх Никон, закрепляя позиции, в 1652 году велел сжечь новгородские дубинки для кулачных боев. Это был политический жест, окончательно раздавливающий остатки новгородских свобод, и без того окончательно угасающих после запрета веча.
Бедность и расплывчатость источников крайне затрудняет понимание деталей единоборств российского средневековья. Поэтому говоря даже о позднесредневековых российских единоборствах, приходится прибегать к свидетельствам иноземцев. Безусловно, самое обширное и достоверное описание России первой трети XVI века оставил Сигизмунд (Зигмунд) Герберштейн, посол императора Максимилиана.
Бедность и расплывчатость источников крайне затрудняет понимание деталей единоборств российского средневековья. Поэтому говоря даже о позднесредневековых российских единоборствах, приходится прибегать к свидетельствам иноземцев. Безусловно, самое обширное и достоверное описание России первой трети XVI века оставил Сигизмунд (Зигмунд) Герберштейн, посол императора Максимилиана.
"Юноши, равно как и подростки, сходятся обычно по праздничным дням в городе на всем известном просторном месте, так что видеть и слышать их там может множество народу. Они созываются свистом, который служит здесь условным знаком. Услышав свист, они немедленно сбегаются и вступают в рукопашный бой: начинается он на кулаках, но вскоре бьют без разбору и с великой яростью и ногами по лицу, шее, груди, животу и паху и вообще всевозможными способами одни поражают других, добиваясь победы, так что зачастую их уносят оттуда бездыханными.
"Юноши, равно как и подростки, сходятся обычно по праздничным дням в городе на всем известном просторном месте, так что видеть и слышать их там может множество народу. Они созываются свистом, который служит здесь условным знаком. Услышав свист, они немедленно сбегаются и вступают в рукопашный бой: начинается он на кулаках, но вскоре бьют без разбору и с великой яростью и ногами по лицу, шее, груди, животу и паху и вообще всевозможными способами одни поражают других, добиваясь победы, так что зачастую их уносят оттуда бездыханными.