Клуб исторического
фехтования
и кулачного боя

Щит

Фестиваль в Чувашии

05.02.2016
Недавно в Чувашии состоялся турнир-фестиваль под названием «Тени наших предков».

Назад в прошлое: возрождение средневековых боев

02.02.2016
В Ставрополе на ристалище планируют провести настоящие бои рыцарей – под звон мечей и щитов.

Праздник для жителей Петрозаводска

29.01.2016
В начале следующего месяца в Карелии пройдет выставка фотографов, которая посвящается юбилею клуба под названием «Скель».

Второй турнир фехтовальщиков в Тюмени

27.01.2016
В начале текущего года в Тюмени прошел второй открытый чемпионат под названием «Герои нашего времени», куда съехались самые лучшие фехтовальщики.

Фехтование в Красноярске

25.01.2016
В Сибири недавно состоялись соревнования по прекрасному виду спорта – фехтованию. Событие проводилось в центре творчества, который называется «Пилот». Это был третий по счету исторический турнир под названием «НЕМА». На соревнования приехали фехтовальщики из Иркутска, Новосибирска, а также с Красноярска. «Империум Гладиум» - это организатор соревнования – клуб фехтовальщиков Красноярска.

Фото → Фестивали кулачного боя ч.4

Толпа росла и гудела. Впереди, на свободном промежном пространстве, подпрыгивая и затрогивая один другого, скоплялось большое количество ребят и подростков - они-то и начинали наступление и открывали бой.
Толпа росла и гудела. Впереди, на свободном промежном пространстве, подпрыгивая и затрогивая один другого, скоплялось большое количество ребят и подростков - они-то и начинали наступление и открывали бой.
По берегам реки теснились огромные толпы зрителей, особенно из купечества и даже именитаго. Приезжали в экипажах, многие, чтобы лучше видеть, становились на них или на скамьи, притаскиваемыя из ближайших домов. Среди народа ходили сбитеньщики, торговцы "патоки с имбирем", гречневиков, пшенника, пряников.
По берегам реки теснились огромные толпы зрителей, особенно из купечества и даже именитаго. Приезжали в экипажах, многие, чтобы лучше видеть, становились на них или на скамьи, притаскиваемыя из ближайших домов. Среди народа ходили сбитеньщики, торговцы "патоки с имбирем", гречневиков, пшенника, пряников.
Вся эта картина представляла грандиозное народное гуляние с турниром, имевшем сейчас разыграться перед зрителями. Здесь шли споры, заклады, имелись свои излюбленные бойцы и силачи, за которых держали пари.
Вся эта картина представляла грандиозное народное гуляние с турниром, имевшем сейчас разыграться перед зрителями. Здесь шли споры, заклады, имелись свои излюбленные бойцы и силачи, за которых держали пари.
Богатые гостинодворцы-любители привозили с собою специальных кулачных бойцов, пользовавшихся славой, их даже нарочито выписывали из провинции. В кулачных боях принимали участие и татары, жившие на Москве в большом количестве. Татарская слобода существует и доселе.
Богатые гостинодворцы-любители привозили с собою специальных кулачных бойцов, пользовавшихся славой, их даже нарочито выписывали из провинции. В кулачных боях принимали участие и татары, жившие на Москве в большом количестве. Татарская слобода существует и доселе.
И так толпы на реке росли и представляли уже собою две армии, готовящиеся к наступлению друг на друга. Шли толки, споры, похвальбы... Конечно, у некоторых были спрятаны "закладки" свинчатки, - это куски свинца, железа, даже камни, увеличивавшие силу удара.
И так толпы на реке росли и представляли уже собою две армии, готовящиеся к наступлению друг на друга. Шли толки, споры, похвальбы... Конечно, у некоторых были спрятаны "закладки" свинчатки, - это куски свинца, железа, даже камни, увеличивавшие силу удара.
Но эти закладки жестоко преследовались на кулачном бою, и горе тому, у кого их обнаруживали. Толпа в таких случаях была безпощадна; тут не только противная сторона, но и свои набрасывались на виновника и били нещадно "смертным боем", иногда и забивая до смерти.
Но эти закладки жестоко преследовались на кулачном бою, и горе тому, у кого их обнаруживали. Толпа в таких случаях была безпощадна; тут не только противная сторона, но и свои набрасывались на виновника и били нещадно "смертным боем", иногда и забивая до смерти.
В боях существовали свои правила и условия, очевидно, установившиеся с глубокой древности и традиционно исполнявшиеся на всех кулачных боях - повсеместно, напр. "лежачего не бьют", по виску или под микитки тоже и др.
В боях существовали свои правила и условия, очевидно, установившиеся с глубокой древности и традиционно исполнявшиеся на всех кулачных боях - повсеместно, напр. "лежачего не бьют", по виску или под микитки тоже и др.
И так дело начиналось застрельщиками-мальчишками, которые, галдя и дразня противную сторону, выскакивали одиночками, наносили один другому удары, сшибали с ног и опять убегали "к своим". Отдельные столкновения учащались, уже группами, с гиком и ораньем нападали одни на других.
И так дело начиналось застрельщиками-мальчишками, которые, галдя и дразня противную сторону, выскакивали одиночками, наносили один другому удары, сшибали с ног и опять убегали "к своим". Отдельные столкновения учащались, уже группами, с гиком и ораньем нападали одни на других.
Стенки" сходились, и вот... с страшным гулом, свистом, криками, как прорвавший плотину поток, стремительно бросалась "стенка на стенку" - начинался настоящий бой.
Стенки" сходились, и вот... с страшным гулом, свистом, криками, как прорвавший плотину поток, стремительно бросалась "стенка на стенку" - начинался настоящий бой.
Собственно ничего ужасного или отвратительнаго кулачный бой не представлял. Видно было, как два потока сшибались друг с другом, как они, точно волны - колыхались и то отступали, то набегали друг на друга.
Собственно ничего ужасного или отвратительнаго кулачный бой не представлял. Видно было, как два потока сшибались друг с другом, как они, точно волны - колыхались и то отступали, то набегали друг на друга.
Среди этих стенок резко видны были "бойцы и силачи", излюбленные и славившиеся иногда не только в своей окрестности, но и далеко на Руси. Так в половине тысяча семисотых годов и долго потом славились в "стенках" казанские суконщики; а из отдельных бойцов - тульские: Алеша Родимый, Никита Долговязый.
Среди этих стенок резко видны были "бойцы и силачи", излюбленные и славившиеся иногда не только в своей окрестности, но и далеко на Руси. Так в половине тысяча семисотых годов и долго потом славились в "стенках" казанские суконщики; а из отдельных бойцов - тульские: Алеша Родимый, Никита Долговязый.
После каждого, в особенности очень многолюдного боя, непременно были тяжко побитые, увечные и даже убитые. На утоптанном снегу, по льду реки, оставались лежавшие без движения тела, товарищи убирали их и уносили с собою, или вмешивалась полицейская власть.
После каждого, в особенности очень многолюдного боя, непременно были тяжко побитые, увечные и даже убитые. На утоптанном снегу, по льду реки, оставались лежавшие без движения тела, товарищи убирали их и уносили с собою, или вмешивалась полицейская власть.
Жертвы невольного, случайного изувечения не могли бы даже указать виновнаго, если это не было делом мести, вражды... Да и как уберечься, когда в разгаре страсти, в толпе, наносимый удар приходится неумышленно по такой части тела, что причиняет вред, или даже смерть.
Жертвы невольного, случайного изувечения не могли бы даже указать виновнаго, если это не было делом мести, вражды... Да и как уберечься, когда в разгаре страсти, в толпе, наносимый удар приходится неумышленно по такой части тела, что причиняет вред, или даже смерть.
Кулачные бои происходили почти исключительно зимою, и преимущественно на масляной, великим постом и по воскресеньям; в Москве собирались на реке под Симоновым монастырем, под Девичьим, у гор Воробьевских, и в окрестностях фабрик.
Кулачные бои происходили почти исключительно зимою, и преимущественно на масляной, великим постом и по воскресеньям; в Москве собирались на реке под Симоновым монастырем, под Девичьим, у гор Воробьевских, и в окрестностях фабрик.
В Петербурге на Неве, на Фонтанке, где бились охтяне с фабричными и где злобные чухонцы обращали забаву чисто русскую и незлобливую в бойню - они пускали в ход ножи и наносили кровавыя раны..
В Петербурге на Неве, на Фонтанке, где бились охтяне с фабричными и где злобные чухонцы обращали забаву чисто русскую и незлобливую в бойню - они пускали в ход ножи и наносили кровавыя раны..
Потом бились у Стекляннаго и Фарфороваго заводов, на Адмиралтейской стороне - на лугу ("на Зеленом Поле"), позади двора графа Апраксина и в других местах, как, например, в праздничные дни, скоплялись толпы простонародья, на Аптекарском острову, в Екатерингофе и даже у Зимняго Дворца.2 Кстати сказать, что в Москве, в старину бились и на перекрестках, а из указа 1640 года видно, что излюбленные места были в Каменном, Белом и Земляном городе.3
Потом бились у Стекляннаго и Фарфороваго заводов, на Адмиралтейской стороне - на лугу ("на Зеленом Поле"), позади двора графа Апраксина и в других местах, как, например, в праздничные дни, скоплялись толпы простонародья, на Аптекарском острову, в Екатерингофе и даже у Зимняго Дворца.2 Кстати сказать, что в Москве, в старину бились и на перекрестках, а из указа 1640 года видно, что излюбленные места были в Каменном, Белом и Земляном городе.3
Как было замечено, кулачные бои существуют у нас с незапамятных времен. В летописи Нестора (по Никонову списку, изд. Академии Наук 1767 г. т. I стр. 157-я) под 1068 годом говорится: "Себо не погански ли живемъ... нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела."
Как было замечено, кулачные бои существуют у нас с незапамятных времен. В летописи Нестора (по Никонову списку, изд. Академии Наук 1767 г. т. I стр. 157-я) под 1068 годом говорится: "Себо не погански ли живемъ... нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела."
В 1274 году митрополит Кирилл (первый киевский митрополит после татарскаго нашествия), при развившемся неустройстве в духовенстве и народе, собрал во Владимире собор, на котором между иными правилами постановлено: "отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях "кольями", а убитых не отпевать; правила эти вошли в Кормчую книгу и служили руководством для духовенства, под строгой ответственностью за неисполнение.
В 1274 году митрополит Кирилл (первый киевский митрополит после татарскаго нашествия), при развившемся неустройстве в духовенстве и народе, собрал во Владимире собор, на котором между иными правилами постановлено: "отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях "кольями", а убитых не отпевать; правила эти вошли в Кормчую книгу и служили руководством для духовенства, под строгой ответственностью за неисполнение.
В обширном изследовании В.Жмакина: "Митрополит Даниил и его сочинения"  между прочим, говорится: "Одним из народных увеселений русскаго общества XVI в. служили кулачные бои", против чего и вообще против всяких "позорищ" горячо протестовал знаменитый оратор того времени митрополит Даниил.
В обширном изследовании В.Жмакина: "Митрополит Даниил и его сочинения" между прочим, говорится: "Одним из народных увеселений русскаго общества XVI в. служили кулачные бои", против чего и вообще против всяких "позорищ" горячо протестовал знаменитый оратор того времени митрополит Даниил.
Зимою в праздничные дни", разсказывает он, - "чаще всего на льду, народ собирался на кулачные и палочные бои. Охотники собирались партиями по данному знаку свистком, обе бросались одна на другую с криками;... тут же били в накры и бубны;... бились неистово, жестоко, и очень часто многие выходили оттуда калеками, а других выносили мертвыми. Палочные бои имели подобие турниров и сопровождались убийствами еще чаще кулачных боев.."
Зимою в праздничные дни", разсказывает он, - "чаще всего на льду, народ собирался на кулачные и палочные бои. Охотники собирались партиями по данному знаку свистком, обе бросались одна на другую с криками;... тут же били в накры и бубны;... бились неистово, жестоко, и очень часто многие выходили оттуда калеками, а других выносили мертвыми. Палочные бои имели подобие турниров и сопровождались убийствами еще чаще кулачных боев.."
Составляя любимую и обычную забаву, кулачные бои вовсе не были так мрачны, дики и жестоки, как представляются они Н.И.Костомарову и многим иным, находящим в них нечто грубое, зверское...
Составляя любимую и обычную забаву, кулачные бои вовсе не были так мрачны, дики и жестоки, как представляются они Н.И.Костомарову и многим иным, находящим в них нечто грубое, зверское...
Противники, недавно бившиеся и безпощадно старавшиеся "сломить стенку", по окончании битвы, мирно и добродушно шли вместе в "кружала", шинки, кабаки и харчевни, где и велись жаркие споры и оценка событий боя и ловкости того или другого бойца.
Противники, недавно бившиеся и безпощадно старавшиеся "сломить стенку", по окончании битвы, мирно и добродушно шли вместе в "кружала", шинки, кабаки и харчевни, где и велись жаркие споры и оценка событий боя и ловкости того или другого бойца.
Что касается печальных и несчастных случаев, то - при том уровне развития моральнаго и общественнаго, на котором стоял тогда, да стоит и до сих пор простой народ (и не один он), все эти случаи вызывали только соболезнование, но не осуждение.
Что касается печальных и несчастных случаев, то - при том уровне развития моральнаго и общественнаго, на котором стоял тогда, да стоит и до сих пор простой народ (и не один он), все эти случаи вызывали только соболезнование, но не осуждение.
Это подтверждается и тем, что кулачные бои привлекали не одних простолюдинов, а все классы общества интересовались ими и не только косвенно - организуя, так сказать, бои, поощряя бойцов, выписывая и вывозя их иногда издалека; но даже лично принимали участие, особенно в единоборстве и приобретали известность
Это подтверждается и тем, что кулачные бои привлекали не одних простолюдинов, а все классы общества интересовались ими и не только косвенно - организуя, так сказать, бои, поощряя бойцов, выписывая и вывозя их иногда издалека; но даже лично принимали участие, особенно в единоборстве и приобретали известность
В Москве, а отчасти и в Петербурге, кулачные бои особенно процветали в XVIII и до половины XIX века. Это был период полнаго их развития. В это время между иными страстными любителями кулачного боя (как напр. гр. Растопчин) выделяется особенно знаменитый Чесменский герой граф Алексей Григорьевич, Орлов-Чесменский, хотя и брат его, князь Григорий Григорьевич, также был знаток и любитель этого спорта, но более случайно, более так сказать, мимоходом, между прочим
В Москве, а отчасти и в Петербурге, кулачные бои особенно процветали в XVIII и до половины XIX века. Это был период полнаго их развития. В это время между иными страстными любителями кулачного боя (как напр. гр. Растопчин) выделяется особенно знаменитый Чесменский герой граф Алексей Григорьевич, Орлов-Чесменский, хотя и брат его, князь Григорий Григорьевич, также был знаток и любитель этого спорта, но более случайно, более так сказать, мимоходом, между прочим
С половины XVIII и до половины XIX века кулачные бои особенно процветали, и преимущественно в Москве и Петербурге (хотя и провинция не отставала, как видно было это из записок Назимова, приведенных выше), причем влияние гуманных Орловых сильно отразилось и на этой, чрезвычайно своеобразной и, как говорит секретарь саксонскаго посольства в С.- Петербурге Гельбиг, "исключительно русской забаве"
С половины XVIII и до половины XIX века кулачные бои особенно процветали, и преимущественно в Москве и Петербурге (хотя и провинция не отставала, как видно было это из записок Назимова, приведенных выше), причем влияние гуманных Орловых сильно отразилось и на этой, чрезвычайно своеобразной и, как говорит секретарь саксонскаго посольства в С.- Петербурге Гельбиг, "исключительно русской забаве"
Как видно было из изложеннаго, - Орловы, а с ними вместе и по их примеру многие из интеллигентнаго общества принимали в боях личное участие, как, например, гр. Растопчин и др., не говоря уже о "купцах в лисьих шубах".
Как видно было из изложеннаго, - Орловы, а с ними вместе и по их примеру многие из интеллигентнаго общества принимали в боях личное участие, как, например, гр. Растопчин и др., не говоря уже о "купцах в лисьих шубах".
Поэтому и самые бои приняли более безобидный и, так сказать, безвредный характер. Гр. Алексей Орлов-Чесменский, напр., приказывал привозить на свой счет кожаныя рукавицы, которыя и доставлялись возами, для раздачи желавшим участвовать в бою и т. п.
Поэтому и самые бои приняли более безобидный и, так сказать, безвредный характер. Гр. Алексей Орлов-Чесменский, напр., приказывал привозить на свой счет кожаныя рукавицы, которыя и доставлялись возами, для раздачи желавшим участвовать в бою и т. п.
И если в XVI - XVII веке, по описанию Н.И.Костомарова, бились безпощадно " бойцы поражали друг друга в грудь, в лицо, в живот, - бились неистово, и жестоко, и очень многие выходили оттуда калеками, а других выносили мертвыми," то в XVIII веке кулачные бои приняли другой вид .
И если в XVI - XVII веке, по описанию Н.И.Костомарова, бились безпощадно " бойцы поражали друг друга в грудь, в лицо, в живот, - бились неистово, и жестоко, и очень многие выходили оттуда калеками, а других выносили мертвыми," то в XVIII веке кулачные бои приняли другой вид .
Вот как смотрел на них А.Д.Ровинский, сам лично их видавший и слыхавший от очевидцев: "Несмотря на все запрещения производить кулачные бои, они все-таки производятся зачастую и в наше время, да особенной опасности в них для народнаго здравия и нравственности с деревенской точки зрения не видится: до смертных случаев, при честных условиях боя, никогда не доходит, кому не под силу, тот под ноги (т. е. умышленно падает), а "лежачего не бьют"; и кончается себе бой тем, что молодцы на добром морозце друг другу бока погреют, да носы подрумянят".
Вот как смотрел на них А.Д.Ровинский, сам лично их видавший и слыхавший от очевидцев: "Несмотря на все запрещения производить кулачные бои, они все-таки производятся зачастую и в наше время, да особенной опасности в них для народнаго здравия и нравственности с деревенской точки зрения не видится: до смертных случаев, при честных условиях боя, никогда не доходит, кому не под силу, тот под ноги (т. е. умышленно падает), а "лежачего не бьют"; и кончается себе бой тем, что молодцы на добром морозце друг другу бока погреют, да носы подрумянят".