Клуб исторического
фехтования
и кулачного боя

Щит

Фестиваль в Чувашии

05.02.2016
Недавно в Чувашии состоялся турнир-фестиваль под названием «Тени наших предков».

Назад в прошлое: возрождение средневековых боев

02.02.2016
В Ставрополе на ристалище планируют провести настоящие бои рыцарей – под звон мечей и щитов.

Праздник для жителей Петрозаводска

29.01.2016
В начале следующего месяца в Карелии пройдет выставка фотографов, которая посвящается юбилею клуба под названием «Скель».

Второй турнир фехтовальщиков в Тюмени

27.01.2016
В начале текущего года в Тюмени прошел второй открытый чемпионат под названием «Герои нашего времени», куда съехались самые лучшие фехтовальщики.

Фехтование в Красноярске

25.01.2016
В Сибири недавно состоялись соревнования по прекрасному виду спорта – фехтованию. Событие проводилось в центре творчества, который называется «Пилот». Это был третий по счету исторический турнир под названием «НЕМА». На соревнования приехали фехтовальщики из Иркутска, Новосибирска, а также с Красноярска. «Империум Гладиум» - это организатор соревнования – клуб фехтовальщиков Красноярска.

Фото → Фестивали кулачного боя ч.5

Летописцы наши говорят о ней еще в начале XIII века с какою-то восторженностью. Великий Князь Киевский, Мстислав, и князь псковский Владимир, обозря перед битвою своих союзников - новгородцев и смолян, представляют им волю: сразиться на конях или пешими.
Летописцы наши говорят о ней еще в начале XIII века с какою-то восторженностью. Великий Князь Киевский, Мстислав, и князь псковский Владимир, обозря перед битвою своих союзников - новгородцев и смолян, представляют им волю: сразиться на конях или пешими.
Новгородцы отвечали: "Мы не хотим на конех, но сразимся, по примеру наших предков, пешими и на кулаках" (Грачев С.107.). Но эта фраза неправильно истолкована. Вот так она выглядит в Лаврентьевской летописи: "Новгородцы же рекоша мы не хошем измрети на конях но яко отцы наши билися на Колагше пеши".
Новгородцы отвечали: "Мы не хотим на конех, но сразимся, по примеру наших предков, пешими и на кулаках" (Грачев С.107.). Но эта фраза неправильно истолкована. Вот так она выглядит в Лаврентьевской летописи: "Новгородцы же рекоша мы не хошем измрети на конях но яко отцы наши билися на Колагше пеши".
С. М. Соловьев полагал, что один из фрагментов "Повести временных лет", - "видим бо игрища утолчена и людей множество на них, яко упихати начнут друг друга, позоры деюще от беса замышленного дела" (1068 г.), сообщает о состязаниях в борьбе или кулачном бою (Соловьев С.70.). Наиболее древнее изображение кулачных бойцов находится на фреске Киевского Софийского собора (XI в.)
С. М. Соловьев полагал, что один из фрагментов "Повести временных лет", - "видим бо игрища утолчена и людей множество на них, яко упихати начнут друг друга, позоры деюще от беса замышленного дела" (1068 г.), сообщает о состязаниях в борьбе или кулачном бою (Соловьев С.70.). Наиболее древнее изображение кулачных бойцов находится на фреске Киевского Софийского собора (XI в.)
Первое упоминание о состязаниях в борьбе мы находим у Нестора под 992 годом: "...пустиша к собе и стася почаста ся крепко держати и удари им о землю..."
Первое упоминание о состязаниях в борьбе мы находим у Нестора под 992 годом: "...пустиша к собе и стася почаста ся крепко держати и удари им о землю..."
России складываются и формируются две основные идеи борцовского поединка с предварительным формированием захвата и без формирования захвата. В первом варианте захват формируется перед поединком и сохраняется в процессе всего боя.
России складываются и формируются две основные идеи борцовского поединка с предварительным формированием захвата и без формирования захвата. В первом варианте захват формируется перед поединком и сохраняется в процессе всего боя.
Во втором варианте борцы моделируют захваты произвольно во время поединка. Так же, как мы отметим далее, существовало множество региональных особенностей в правилах борцовских поединков.
Во втором варианте борцы моделируют захваты произвольно во время поединка. Так же, как мы отметим далее, существовало множество региональных особенностей в правилах борцовских поединков.
Б. В. Горбунов приводит ряд интересных свидетельств о бытовании разных состязательных видов борцовского поединка в Европе. Эти данные позволяют отметить черты сходства и различия с ответствующими видами состязаний у европейцев, получить некоторые данные о генезисе и трансформации явления.
Б. В. Горбунов приводит ряд интересных свидетельств о бытовании разных состязательных видов борцовского поединка в Европе. Эти данные позволяют отметить черты сходства и различия с ответствующими видами состязаний у европейцев, получить некоторые данные о генезисе и трансформации явления.
Е. А. Покровский отметил в конце прошлого века, что русская борьба "не в схватку" является типично европейским видом борьбы, хотя и не привел в своей работе сравнительных данных
Е. А. Покровский отметил в конце прошлого века, что русская борьба "не в схватку" является типично европейским видом борьбы, хотя и не привел в своей работе сравнительных данных
Имеющиеся у нас материалы позволяют сделать сопоставления с традиционными видами борьбы ряда европейских народов. Так, северофранцузская борьба борьба франко-швейцарцев "suisse libre" в той части, где она ведется в положении стоя, сходна с разновидностью борьбы "не в схватку", где запрещены подножки.
Имеющиеся у нас материалы позволяют сделать сопоставления с традиционными видами борьбы ряда европейских народов. Так, северофранцузская борьба борьба франко-швейцарцев "suisse libre" в той части, где она ведется в положении стоя, сходна с разновидностью борьбы "не в схватку", где запрещены подножки.
Кулачный бой "один на один" похож на английский кулачный бой, а позднее на бокс. Терещенко пишет: "В Англии обратилась наша молодецкая забава в искусственный бокс. Там бьются сам друг и по правилам. Рассказывают, что некоторые из наших вельмож, гордясь своими бойцами, сводили их в Москве с боксерами"
Кулачный бой "один на один" похож на английский кулачный бой, а позднее на бокс. Терещенко пишет: "В Англии обратилась наша молодецкая забава в искусственный бокс. Там бьются сам друг и по правилам. Рассказывают, что некоторые из наших вельмож, гордясь своими бойцами, сводили их в Москве с боксерами"
Кулачный бой "удар на удар", где удары наносятся соперниками поочередно широко бытовал на Востоке, например в Средней Азии
Кулачный бой "удар на удар", где удары наносятся соперниками поочередно широко бытовал на Востоке, например в Средней Азии
О том, что борьба, кулачный бой являлись широко распространенными забавами городского населения в Европе, свидетельствует ряд литературных памятников и произведений изобразительного искусства.
О том, что борьба, кулачный бой являлись широко распространенными забавами городского населения в Европе, свидетельствует ряд литературных памятников и произведений изобразительного искусства.
Два борца изображены, например, в кафедральном соборе XIII в. в Лозанне. Описывая празднества по случаю коронации короля Вацлава II в Праге в 1298 г., аббат Збрславский упоминает о том, что простой люд занимался "кулачным боем или состязаниями в беге с обнаженным телом"
Два борца изображены, например, в кафедральном соборе XIII в. в Лозанне. Описывая празднества по случаю коронации короля Вацлава II в Праге в 1298 г., аббат Збрславский упоминает о том, что простой люд занимался "кулачным боем или состязаниями в беге с обнаженным телом"
Таким образом, в России существовали виды борьбы и кулачного боя аналогичные европейским. Отсюда можно сделать вывод: либо рукопашные состязания разделилась на основные виды до выделения славян из индоевропейской общности, либо это процесс взаимных культурных обменов, либо сходные виды состязаний возникли автономно у разных европейских народов.
Таким образом, в России существовали виды борьбы и кулачного боя аналогичные европейским. Отсюда можно сделать вывод: либо рукопашные состязания разделилась на основные виды до выделения славян из индоевропейской общности, либо это процесс взаимных культурных обменов, либо сходные виды состязаний возникли автономно у разных европейских народов.
Вероятнее всего, истина находится где-то на стыке этих трех тезисов. Однозначные ответы на происхождение конкретных видов состязаний на сегодняшний день получить невозможно. Однако очевидны заимствования русскими некоторых видов состязаний.
Вероятнее всего, истина находится где-то на стыке этих трех тезисов. Однозначные ответы на происхождение конкретных видов состязаний на сегодняшний день получить невозможно. Однако очевидны заимствования русскими некоторых видов состязаний.
Так борьба на поясах, по справедливому замечанию Б. В. Горбунова, заимствована у тюркских народов, где она известна под названием "курэш". На тюркское происхождение этого вида указывают и данные приведенные В. Далем.
Так борьба на поясах, по справедливому замечанию Б. В. Горбунова, заимствована у тюркских народов, где она известна под названием "курэш". На тюркское происхождение этого вида указывают и данные приведенные В. Далем.
Большое количество различных видов рукопашных состязаний характерных для России, как мы выяснили выше, не является чем-то необычным.
Большое количество различных видов рукопашных состязаний характерных для России, как мы выяснили выше, не является чем-то необычным.
Своего расцвета рукопашные состязания русских достигли к середине XIX в. Именно для этого периода характерно наибольшее количество упоминаний о традиционных рукопашных состязаниях в исторических источниках. В последующие времена популярность состязаний начала угасать.
Своего расцвета рукопашные состязания русских достигли к середине XIX в. Именно для этого периода характерно наибольшее количество упоминаний о традиционных рукопашных состязаниях в исторических источниках. В последующие времена популярность состязаний начала угасать.
С разрушением общины, проникновением капиталистических отношений в деревню традиционный уклад жизни стал изменяться. Социальные функции рукопашных состязаний перешли к современным спортивным направлениям, которые во многом имели общие черты с традиционными рукопашными состязаниями.
С разрушением общины, проникновением капиталистических отношений в деревню традиционный уклад жизни стал изменяться. Социальные функции рукопашных состязаний перешли к современным спортивным направлениям, которые во многом имели общие черты с традиционными рукопашными состязаниями.
С конца XVIII в. в Европе, и в особенности во Франции, стало возрождаться увлечение борьбой. Наиболее популярным стал вид борьбы, в котором не разрешалось захватывать ниже пояса, а целью схватки было положить соперника на лопатки.
С конца XVIII в. в Европе, и в особенности во Франции, стало возрождаться увлечение борьбой. Наиболее популярным стал вид борьбы, в котором не разрешалось захватывать ниже пояса, а целью схватки было положить соперника на лопатки.
Первые атлетические арены борцов-профессионалов были открыты в 1843 г. В этот период на арену выходит и вольная борьба. Официальная, принятая во всем мире, версия считает родиной возникновения и развития вольной борьбы Англию.
Первые атлетические арены борцов-профессионалов были открыты в 1843 г. В этот период на арену выходит и вольная борьба. Официальная, принятая во всем мире, версия считает родиной возникновения и развития вольной борьбы Англию.
В XVIII в. в Англии существовал вариант борьбы, в котором борцам представлялось широкое поле деятельности в выборе атакующих средств. Разрешались захваты за ноги и приемы с действиями ногами. В этом виде борьбы разрешаются захваты за ноги, приемы с действием ног.
В XVIII в. в Англии существовал вариант борьбы, в котором борцам представлялось широкое поле деятельности в выборе атакующих средств. Разрешались захваты за ноги и приемы с действиями ногами. В этом виде борьбы разрешаются захваты за ноги, приемы с действием ног.
Правила по которым проводятся поединки по вольной борьбе, те же, что и в классической борьбе. Как мы убедились выше эти виды очень напоминали традиционные способы борьбы русских, которые осуществлялись без предварительного захвата.
Правила по которым проводятся поединки по вольной борьбе, те же, что и в классической борьбе. Как мы убедились выше эти виды очень напоминали традиционные способы борьбы русских, которые осуществлялись без предварительного захвата.
В 1911 г. в Москве группа любителей начала заниматься боксом. Русский бокс имел непосредственную преемственную связь с русским кулачным боем. Характерно, что первые чемпионы России - Павел Никифоров, Нур Алимов (Кара Малай) и др. были сильнейшими кулачными бойцами. На основе приемов русского кулачного боя складывается техника и тактика первых русских боксеров
В 1911 г. в Москве группа любителей начала заниматься боксом. Русский бокс имел непосредственную преемственную связь с русским кулачным боем. Характерно, что первые чемпионы России - Павел Никифоров, Нур Алимов (Кара Малай) и др. были сильнейшими кулачными бойцами. На основе приемов русского кулачного боя складывается техника и тактика первых русских боксеров
В технике русского рукопашного боя, как в ее борцовском разделе, так и кулачном, были известны все ключевые технические действия известные европейским видам состязательного и прикладного боя.
В технике русского рукопашного боя, как в ее борцовском разделе, так и кулачном, были известны все ключевые технические действия известные европейским видам состязательного и прикладного боя.
Кроме того, многие технические действия перекочевали в европейские виды спортивных единоборств. Так, например, советскими борцами в греко-римскую и вольную борьбу были привнесены броски через плечи (мельница)
Кроме того, многие технические действия перекочевали в европейские виды спортивных единоборств. Так, например, советскими борцами в греко-римскую и вольную борьбу были привнесены броски через плечи (мельница)
О кулачных боях очень мало сведений и напрасно станем искать их в истории или пособиях и монографиях; известия о них можно найти только в поучениях церковных и в мемуарах. А между тем о "кулачных боях" было немало правительственных распоряжений, и приходилось даже бороться с этого рода "спортом".
О кулачных боях очень мало сведений и напрасно станем искать их в истории или пособиях и монографиях; известия о них можно найти только в поучениях церковных и в мемуарах. А между тем о "кулачных боях" было немало правительственных распоряжений, и приходилось даже бороться с этого рода "спортом".
Впрочем, несмотря на воспрещения правительства, кулачные бои продолжают еще существовать во многих местах обширного отечества нашего. Мне примерно известно, что они происходят в Самарской, Подольской и кое-где Полтавской губ., а вероятно и во многих других местах.
Впрочем, несмотря на воспрещения правительства, кулачные бои продолжают еще существовать во многих местах обширного отечества нашего. Мне примерно известно, что они происходят в Самарской, Подольской и кое-где Полтавской губ., а вероятно и во многих других местах.
Зимой преимущественно на святках, одна деревня выходит на другую, если они смежны, или же в своей деревне один конец становится против другого, и бой начинается
Зимой преимущественно на святках, одна деревня выходит на другую, если они смежны, или же в своей деревне один конец становится против другого, и бой начинается
В воспоминаниях М.Л.Назимова 1812 - 1826 года довольно подробно описаны кулачные бои в Арзамасе, Нижегородской губернии.

"Для кулачного боя", говорит он, "под вечер, в праздники по составленным заранее условиям, собирались около широкого моста, разделявшего город от села Выезднаго, стоявшего на противоположном городу берегу реки Теши (оно принадлежало Салтыкову и было не меньше города, заключая более трех тысяч душ преимущественно ремесленников - столяров, плотников, каменщиков) с одной стороны арзамасцы, а с другой выездновцы.
В воспоминаниях М.Л.Назимова 1812 - 1826 года довольно подробно описаны кулачные бои в Арзамасе, Нижегородской губернии. "Для кулачного боя", говорит он, "под вечер, в праздники по составленным заранее условиям, собирались около широкого моста, разделявшего город от села Выезднаго, стоявшего на противоположном городу берегу реки Теши (оно принадлежало Салтыкову и было не меньше города, заключая более трех тысяч душ преимущественно ремесленников - столяров, плотников, каменщиков) с одной стороны арзамасцы, а с другой выездновцы.
Общий уговор - не бить по голове, особливо в лицо и лежачего, руки иметь в рукавицах и ни под каким видом не класть в них какой-нибудь тяжелой вещи. Сначала пускали вперед как-бы застрельщиков, мальчишек.
Общий уговор - не бить по голове, особливо в лицо и лежачего, руки иметь в рукавицах и ни под каким видом не класть в них какой-нибудь тяжелой вещи. Сначала пускали вперед как-бы застрельщиков, мальчишек.
За ними мало-по-малу группировались более взрослые, но главная партия противников оставалась в резерве, особенно известные по своей силе и искусству бойцы... Проигравшие битву для будущего боя делают новыя совещания и выбор более сильных и надежных бойцов.
За ними мало-по-малу группировались более взрослые, но главная партия противников оставалась в резерве, особенно известные по своей силе и искусству бойцы... Проигравшие битву для будущего боя делают новыя совещания и выбор более сильных и надежных бойцов.
Местные власти, кажется, смотрели на этот дикий обычай сквозь пальцы, не имея вероятно предписаний начальства... Многие значительные в городе лица, поборники старины, считали эти забавы весьма полезными. Кулачные бои держались и в Москве (прибавляет М.Л.Назимов) около фабрик, даже в двадцатых годах."
Местные власти, кажется, смотрели на этот дикий обычай сквозь пальцы, не имея вероятно предписаний начальства... Многие значительные в городе лица, поборники старины, считали эти забавы весьма полезными. Кулачные бои держались и в Москве (прибавляет М.Л.Назимов) около фабрик, даже в двадцатых годах."
Как я заметил выше, в Москве, зимою на реке дело происходило так: обыкновенно в праздник на льду реки постепенно, как бы случайно, собиралась и росла толпа простого "сераго" люда сперва смешанно, а потом расходившагося на две стороны - одна против другой, вдоль реки; разделял обе стороны промежуток сажен в десять.
Как я заметил выше, в Москве, зимою на реке дело происходило так: обыкновенно в праздник на льду реки постепенно, как бы случайно, собиралась и росла толпа простого "сераго" люда сперва смешанно, а потом расходившагося на две стороны - одна против другой, вдоль реки; разделял обе стороны промежуток сажен в десять.