Клуб исторического
фехтования
и кулачного боя

Щит

Фестиваль в Чувашии

05.02.2016
Недавно в Чувашии состоялся турнир-фестиваль под названием «Тени наших предков».

Назад в прошлое: возрождение средневековых боев

02.02.2016
В Ставрополе на ристалище планируют провести настоящие бои рыцарей – под звон мечей и щитов.

Праздник для жителей Петрозаводска

29.01.2016
В начале следующего месяца в Карелии пройдет выставка фотографов, которая посвящается юбилею клуба под названием «Скель».

Второй турнир фехтовальщиков в Тюмени

27.01.2016
В начале текущего года в Тюмени прошел второй открытый чемпионат под названием «Герои нашего времени», куда съехались самые лучшие фехтовальщики.

Фехтование в Красноярске

25.01.2016
В Сибири недавно состоялись соревнования по прекрасному виду спорта – фехтованию. Событие проводилось в центре творчества, который называется «Пилот». Это был третий по счету исторический турнир под названием «НЕМА». На соревнования приехали фехтовальщики из Иркутска, Новосибирска, а также с Красноярска. «Империум Гладиум» - это организатор соревнования – клуб фехтовальщиков Красноярска.

Статьи → Кулачный бой

История возникновения кулачных боев на Руси уходит корнями в глубокую древность. Первые письменные упоминания датируются XII-XIII в.в., представляется сложившейся традицией, имеющей широчайшее распространение на территории Древней Руси. В статье Горбунова Б.В. «Палочные бои» Этнографическое обозрение № 2 96 г. приводится сообщение...челобитная Гаврилы Малышева выборного от детей боярских Курска на Земский Собор 1648-1649 г.г. В ней говорится: «...в дальних странах крымския и литовския стороны в северских и польских старых и новых порубежных городех и селях в деревнях всяких чинов многия люди в воскресные седмичные во многия дни и по вечерам...сходятся на улицах ... и меж собой кулачные и дрекольные бои чинят...».

О популярности именно стеношной формы кулачного боя, так называемых боях «стенка на стенку», свидетельствуют и воспоминания очевидцев — Пушкина и Лермонтова, Бажова и Гиляровского, и изыскания первых русских этнографов, описателей народной жизни — Забелина и Сахарова, и скупые строки полицейских протоколов и государственных указов (как не вспомнить знаменитый указ Екатерины II, регламентирующий проведение стеношных боев в Санкт-Петербурге). Эти свидетельства дают исчерпывающее представление о правилах и формах этого состязания. Один из апологетов российского спорта барон Кистер, человек создавший один из первых в России гимнастических клубов и первым издавший на русском языке пособие по боксу и французской борьбе, в своей книге посвященной английскому боксу один из разделов посвятил описанию стеношного боя, ударов и защит, используемых в нем. Согласно свидетельствам очевидцев стеношные бои проводились в основном зимой и были приурочены к большим праздникам, но история сохранила для нас и другие примеры. Так, например кулачные бои проводились зимой на реке Сить (Ярославская область), где по преданию русские богатыри сражались с татарскими захватчиками. В Ливнах (Орловская область) игры и состязания также проводились в честь воинов, павших в битве с татарами В зимнее время стеношные бои проходили, как правило, на льду рек. Это было обусловлено прежде всего большим количеством участников (так, для примера, на Москве реке, на святки и масленицу в стенках собиралось до 20 тысяч бойцов) для которых в черте города сложно было найти место.

Именно для стеношного боя характерны те правила, которые знает каждый русский человек с детства: в спину не бить, лежачего не бить, «мазку» (того на ком кровь) не бить. Нарушение правил осуждалось обществом и виновного наказывала своя же команда.

Стеношный бой напоминал сражение двух армий с фронтальными и фланговыми прорывами, использованием оперативного резерва (так называемые записные бойцы), каждая стенка имела и своего предводителя — надежу-бойца, который, как правило, руководил действиями всей стенки и осуществлял прорывы.

В практически поголовном участии мужского населения в стеношных боях военные историки видят корень той стойкости и выучки, которую демонстрировали русские воины.

Стеношный бой давно привлекает внимание спортивных методистов и в модернизированном виде, под названием «коллективный бокс», до Великой Отечественной Войны даже было проведено несколько чемпионатов.

Но, считая стеношные бои только русской традицией, многие ошибаются, так известное новгородское предание о боях, которые происходили между двумя концами города на мосту через Волхов имеет аналогию со сведениями приводимыми болгарской исследовательницей Оливовой о праздничных коллективных боях, проходивших между молодежью на мостах Венеции. Там состязания начинались с одиночных боев, после чего в дело вступали и команды в полном составе.

Следующим по популярности видом состязаний были кулачные бои «сам на сам», где бойцы, выходя на поединок, бились на кулаках, нанося друг другу удары корпус и голову. Бились по различным правилам:

  • до сбивания на землю ударом (до трех сбиваний)
  • до первой крови
  • до сдачи противника и признания своего поражения

Также существовал кулачный бой «удар на удар» или " раз за раз«, когда противники наносили удары по очереди. Уклоняться от удара, отвечать на него, переступать ногами запрещалось, можно было лишь прикрыть руками наиболее уязвимые места.

Некоторые описания состязательных боев позволяют увидеть бой практически без правил. Противники бьют друг друга руками и ногами, бьют по голове, корпусу и срамным частям, но, закончив бой, троекратно обнимаются, демонстрируя, что не держат зла друг на друга. Другие свидетели описывают поединки, в которых удары наносились только в голову или только в корпус или вообще состояли из поочередного обмена ударами.

Описание подобных боев нам оставили Сигизмунд Гербенштейн (1517год) Адам Олеарий (XVI век), Гехард Фит (XVIII век). Кроме того о кулачном бое говорят некоторые иностранцы, побывавшие в России в XV — XVIII вв. : Флетчер, Холкуит, Ченслор, Петрей, Тьеполо, Петерсон и многие другие. Рассказывая о кулачном бое многие из них говорят о нем, как об одной из забав, которую любят наблюдать русские цари и которой предается вся, без исключения русская молодежь.

Нашли отражение традиционные рукопашные состязания в устном народном творчестве: пословицах, поговорках, заговорах, былинах и песнях.

Описывались приемы кулачного боя или борьбы, правила состязаний и способы тренировки, известные сказителям, экстраполировались стереотипы движения, умения и навыки на образы героев:

«Пошли то оны биться рукопашкой...
Ильюшенко да был он свычен-то,
А свычен —то Ильюшенка, догадлив он,
Как скоро обскочил на окол его,
Ударил —то ведь в сутыч да во шею- то,
Молода он ударил Соловника.
Как сбил тут его да на сыру землю...»

(Былина «Илья Муромец и сын»)

Размахалась у Василья ручка правая,
Распиналась у Василья ножка резвая,
Куды рученкой махнёт — туды улица,
Куды ноженкой пихнет — переулочек,
Вдвое-втрое того топчет его добрый конь

(Былина «Василий Игнатьевич и Батыга»)

С веселыми удалами добрыми молодцы,
Допьяна уже стал напиватися,
А й ходя в городе, уродует:
Которова возмет он за руку,—
Ис плеча тому руку выдернет;
Которова заденет за ногу —
То из гузна ногу выломит;
Которова хватит поперек хрепта,—
Тот кричит-ревет, окарачь ползет;

(Былина «Василий Буслаев и мужики Новгородские»)

Существовали и описания боев, составленные непосредственно современниками и очевидцами их.

«при содействии посредников, сводчиков, знатоков, которых в подбных случаях всегда является много, два известные знаменитые бойца... соглашаются сделать несколько схваток. „Ну что, Митюха, — говорит один, давай чтоль?“ „Пожалуй, — отвечает Митюха , - отчего не потешить народ!“ Соперники... дружески обнимаются, цалуются и становятся на свои места, один против другого. Знатоки и посредники обступают их и начинают внимательно следить за малейшим движением каждого, ибо дело имеет свою школу, свои законы, свои условия, и бойцы в эту минуту становятся чем-то вроде профессоров этого искусства. Приемы, ими употребляемые, делаются потом предметом толков, критики и всевозможных обсуждений. Приемы новые или оригинальные вносятся в народную хронику и на них потом ссылаются при последующих случаях... Бойцы стоят в принятых обычаями позах, несколько наклоненных, с готовыми кулаками. Они впиваются в глаза друг другу и стараются прочитать в них намерения противника. Один, предпринимающий сделать нападение, старается обмануть противника относительно того, с какой стороны и в какой форме он намерен произвести нападение и, устремляя усиленное внимание на один пункт, по-видимому угрожаемый нападением, избирает другой пункт, на который производит действительное нападение. Другой старается отгадать истинные намерения противника, чтобы с успехом встретить и отразить нападение. Вообще работа ума и глаз имеют ту цель, чтобы угадать намерения противника и обмануть его относительно своих намерений... Бойцы долго стоят в своих позах, изредка делая фальшивые угрожающие движения, с целью сбить с толку противника ... ожидания первой схватки бывают весьма продолжительны и противники, сознавая, что именно от этой первой схватки зависит успех дела, долго собираются начать бой. Наконец, когда первая схватка состоялась, бойцы ... разгорячились, дальнейшие схватки учащаются и идут уже без больших промежутков».

(Сенатор В.А. Инсарский.)

Интересны народные названия приемов кулачного боя: «дать в хлебово», «по сопатке», «во всю ширь», «в душу», «обручи ломать», «дать пирога», «салазки вертеть», «справа по уху», «под сердце», «с плеча». Удар мог именоваться по цели нанесения — «в душу»; по результату, причиненному им — «салазки вертеть» (сворачивать, ломать челюсть).

© Всесвет