Клуб исторического
фехтования
и кулачного боя

Щит

Фестиваль в Чувашии

05.02.2016
Недавно в Чувашии состоялся турнир-фестиваль под названием «Тени наших предков».

Назад в прошлое: возрождение средневековых боев

02.02.2016
В Ставрополе на ристалище планируют провести настоящие бои рыцарей – под звон мечей и щитов.

Праздник для жителей Петрозаводска

29.01.2016
В начале следующего месяца в Карелии пройдет выставка фотографов, которая посвящается юбилею клуба под названием «Скель».

Второй турнир фехтовальщиков в Тюмени

27.01.2016
В начале текущего года в Тюмени прошел второй открытый чемпионат под названием «Герои нашего времени», куда съехались самые лучшие фехтовальщики.

Фехтование в Красноярске

25.01.2016
В Сибири недавно состоялись соревнования по прекрасному виду спорта – фехтованию. Событие проводилось в центре творчества, который называется «Пилот». Это был третий по счету исторический турнир под названием «НЕМА». На соревнования приехали фехтовальщики из Иркутска, Новосибирска, а также с Красноярска. «Империум Гладиум» - это организатор соревнования – клуб фехтовальщиков Красноярска.

Статьи → Храмы и святилища

Гимбутас Мария
Славяне. Сыны Перуна
Пер. с англ. Ф. С. Капицы.

Описания святилищ, храмов и идолов составля­лись теми деятелями христианской церкви, которые их уничтожали. К их числу относится Отто, бамбергский епископ XII в. (1062–1139), разрушавший языческих идолов в Северной Германии. Все три ав­тора его биографий — Эбо, Герборд и неизвестный монах из Прифлингена — оставили описания язы­ческих святынь. К началу XI в. относятся сочинения Титмара, епископа Мерзебургского. Он сооб­щает, что племя вендов еще не перешло в христи­анство, и приводит описание святилища и древних заговоров. Житие Отто и сочинения Титмара счита­ются самыми надежными документальными источ­никами информации о дохристианских верованиях западных славян.

Наиболее точное описание славянского язычес­кого храма содержится в четырнадцатой главе «Ис­тории Дании», составленной Саксоном Граммати­ком в 1208 г. Храм в поселении Аркона на острове Рюген являлся крупнейшим культовым центром и последним бастионом западнославянского языче­ства, противостоящим воздействию христианства. Внутреннее устройство храма было установлено в 1921 г. после раскопок немецкого археолога Карла Шухардта.

Арконский храм, посвященный богу Святовиту, располагался на укрепленном городище в северной оконечности острова Рюген. С внешней стороны его окружали мощные земляные валы. Храм имел фор­му квадрата, площадью более 20 квадратных мет­ров. Его крыша опиралась на четыре колонны, сте­ны, сделанные из вертикальных плит, и единствен­ная дверь были покрыты резным орнаментом. Идол, изображавший бога Святовита, находился на камен­ном постаменте в середине святилища.

Крыша и стены храма были окрашены красной краской. Внутренняя поверхность стен была покры­та выпуклым и раскрашенным орнаментом и заве­шана ткаными полотнищами. Столбы украшали рога животных. В 1168 г. храм разрушили по распоря­жению датского короля Вальдемара. Идол сбросили с постамента к одной из стен, которая затем была разрушена, чтобы вынести его.

Святовит изображался в виде человеческой фигуры, державшей в правой руке рог для питья. Во время ежегодных празднеств его наполняли вином, чтобы предсказать урожай будущего года. Счита­лось, что он будет тем больше, чем выше подни­мется вино в роге.

Фигура бога, держащего в руке рог, обнаружена на одной из сторон четырехугольного столба, най­денного в 1848 г. в реке Збруч близ Гусятина (в Га­лиции). Столб вошел в науку под названием «Збруческий идол».

После разрушения Арконы армия датчан заня­ла святилище близ Гарца, также на острове Рюген. Саксон Грамматик описывает укрепленный замок, находившийся на холме, со всех сторон окружен­ном болотами. В нем было три храма, аналогич­ные арконскому. В самом большом было внутрен­нее помещение со стенами, украшенными пурпур­ными драпировками, и крышей, опиравшейся на четыре столба.

В середине помещения располагалась вырезанная из дуба статуя Руевита. Саксон пишет, что его имя означает «бог Рюгена» и он является покровителем острова. У Руевита семь голов, с его пояса свеши­вается семь сабель, а восьмую бог держит в руке. Саксон упоминает, что два других храма посвяще­ны Поревиту и Перуну.

Титмар приводит описание похожего храма, от­носящееся к 1014 г. Он расположен на укрепленном холме в Ридегосте (Ретра). Храм квадратной формы был построен из бревен, покрытых резьбой. Вокруг храма стояли скульптуры, украшенные рогами жи­вотных. Внутри него располагалось несколько дере­вянных человекоподобных идолов. На них были на­деты металлические шлемы и повешено вооружение.

Каждый идол был посвящен определенному богу, самым значительным считался бог Сварожич.

Шухардт, раскопавший Ретру в 1922 г., пришел к выводу, что скорее всего храм был построен около 1000 г., а примерно в 1068 г. сгорел во время пожа­ра. Новый храм был построен на старом фундамен­те, сохранились его размеры и квадратная форма. Титмар пишет, что Ридегост был самым значитель­ным из всех местных храмов.

Сварожич считался покровителем воинов, поэто­му ему приносили жертвы перед выступлением в поход и после возвращения с войны. Чтобы опре­делить судьбу, жрецы бросали жребий и исполь­зовали как оракул коня, посвященного божеству. Видимо, Ридегост считался главной святыней все­го племени лютичей, куда входила и Ретра.

Епископ Отто из Бамберга дважды посещал Штеттин (Шецин), где находилось несколько хра­мов. Главнейший из них располагался на одном из трех холмов и был посвящен Триглаву, трехголо­вому триединому божеству. Святилище было укра­шено многочисленными военными трофеями. Сна­ружи и внутри храма стояли богато украшенные статуи. Во время первого посещения (в 1127 г.) Отто отрубил три головы идола и отправил их па­пе Каликсту II. В Штеттине также был лошадиный оракул. Другой трехглавый идол был уничтожен в Браниборе, возможно Альбрехтом Медведем, меж­ду 1150-м и 1157 гг.

Многоглавые статуи богов распространены в юж­ной и восточной частях славянской зоны. К северу от Шибеника в Скрадине (на Адриатическом побе­режье) была обнаружена трехглавая статуя, называ­емая Треглавом. Сейчас она находится в Музее сла­вянских древностей в Сплите.

В Волине Отто обнаружил храм со священным копьем. Поблизости находилось открытое святи­лище с идолами, на котором построили церковь Адальберта. В 1128 г. миссия во главе с Отто уни­чтожила языческий храм в Вольгасте. Войдя внутрь святилища, они стали искать идолов, но увидели только гигантский деревянный щит, который висел на стене.

Опасаясь собравшейся снаружи толпы, они выш­ли наружу, прикрываясь щитом. Все собравшиеся упали на колени, считая, что появился бог войны Яровит (Геровит). Один из биографов Отгона, Гер-борд, пишет, что снаружи щит был покрыт золоты­ми листами, украшенными чеканкой. Изображение Яровита напоминало греческого бога Марса.

О пережитках язычества, сохранившихся среди вендов, пишет преподобный Гельмольд. В 1134 г., во время поездки с епископом Геральдом в Ольден-бург, и позже, в 1156 г. во время поездок в Любек, он видел рощу, в середине которой рос дуб, огоро­женный столбами. Дерево считалось священным и было посвящено местному божеству Провену (воз­можно, искаженное «Перун», бог грома), чьи идо­лы в настоящее время не сохранились. Монах Гер­берт также описывает священную рощу, в середине которой стоял огромный идол, покрытый смолой.

Перечень богов, которым поклонялись восточ­ные славяне, зафиксирован в письменных источни­ках. В Начальной русской летописи под 907, 945 и 971 гг. записано, что русы, заключая договоры, кля­лись Перуном и Волосом. В 980 г. великий князь Владимир поставил около княжеского дворца «Пе­руна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хорса, Дажьбога, Стрибога и Симарьгла и Мокошь». Когда его дядя Добрыня стал правителем в Новгороде, над Волховом также поставили деревянный идол Перуна, которому новгородцы поклонялись как богу. В летописи сообщается и о негодовании киевлян, когда по приказу Владимира в 988 г. язы­ческих идолов сбросили в Днепр.

В 1951 г. археологи обнаружили разрушенный храм, видимо посвященный Перуну, в местечке Перынь, расположенном в четырех километрах юж­нее Новгорода. Он стоял на горе, окруженной со всех сторон рекой Волховом, его притоком Веряжной и болотом. Деревянные конструкции исчезли, но найденные остатки пола показывают, что святи­лище имело форму правильного восьмиугольника.

В центре находилась круглая насыпь, отделенная круглой канавкой, наполненной золой и остатками древесного угля. Возможно, насыпь была основани­ем для идола, а в канавке разжигали церемониаль­ный огонь. Рядом обнаружены остатки очага и под ним плоский камень, который, вероятно, являлся частью алтаря.

В 1958 г., во время раскопок Старой Ладоги в слое, относящемся к IX—X вв., нашли деревянного идола внутри небольшой деревянной конструкции. Идол представлял собой грубо вырезанную фигуру с усами и бородой, на голову был надет шлем. Рук не было, сохранилась только одна нога. Размеры фигуры — высота 23 сантиметра и ширина 2,5 сан­тиметра — позволяют предположить, что он являл­ся объектом поклонения в домашней или походной обстановке.

Описания похожих ритуалов содержатся в На­чальной русской летописи. Приведя текст мирно­го договора с Византией, который был заключен Игорем в 945 г., автор сообщает, что византийцы ратифицировали договор в соборе Святой Софии.

Игорь и его приближенные отправились на гору, где стоял идол Перуна (в Киеве), положили к его подножию свои щиты, оружие и золото, ратифи­цировав таким образом свою клятву. Данное сооб­щение подтверждает, что идол Перуна находился в Киеве еще до Владимира.

В договор, заключенный Святославом в 971 г., включен текст клятвы, которую дали русские при ратификации договора. В ней говорится, что тот, кто не будет соблюдать договор, будет проклят Пе­руном и Белесом, богом скота, станет желтым, как золото на его украшениях, и будет уничтожен сво­им же оружием.

Известны многочисленные документальные под­тверждения существования славянских храмов и статуй языческих богов. Даже после принятия хри­стианства на скульптурах или рельефах, изображав­ших фигуру Христа или святых, продолжают ска­зываться языческие традиции.

Трудно с уверенностью сказать, принесены ли они на Русь как атрибуты древнехристианских свя­тынь или являются остатками местного языческо­го культа. Долгое время исследователи считали, что Збручский идол является единственным дошедшим до нас изображением дохристианских богов. В на­стоящее время известно большое количество ана­логичных статуй (некоторые датированы, потому что найдены в раскопанных поселениях).

Возможно, резные изображения богов, которые изготовляли на протяжении всех этапов ранней ис­тории славян, восходят к протоиндоевропейским ка­менным стелам, относящимся к третьему и началу второго тысячелетия до н. э.

Каменные статуи изображают богов с одной, тре­мя или четырьмя головами, обычно они держат в руках рог для питья, носят головной убор коничес­кой формы. Иногда на статуях вырезаются изобра­жения лошадей или символы солнца. Подобные ста­туи были раскопаны в районе верхнего Днестра и датируются по аналогии с Черняховской керами­кой примерно IV в. н. э. Вокруг статуй, находящих­ся внутри святилищ, располагаются остатки очагов и жертвенников...

Боги и их функции

В большом числе источников содержатся упо­минания о богах, входивших в древнеславянский пантеон. Гельмольд, Саксон Грамматик, Герборд, а также и древнеисландская Книтлингасага содержат упоминания о Святовите, боге-покровителе остро­ва Рюген, и трех других богах, чьи святилища так­же находились на этом острове, Яровите, Поре­вите и Руевите.

По крайней мере с двумя божествами были связа­ны календарные обряды. Яровит, имя которого про­исходило от корня яръ (сила, свет), считался богом, пробуждающим природу. В одном из гимнов говори­лось: «Я покрыл равнины травой и деревья листвой. Я приношу полям урожай, а скоту — приплод».

Его антагонистом считался Руевит. Посвященные ему празднества проводились в начале осени, когда природу благодарили за собранный урожай. Древ-неславянское название сентября «рюенъ» связано с наименованием родившихся в данном году живот­ных. Отметим, что похожие наименования сохра­нились в чешском — - рижень (октябрь), сербское «руян» (сентябрь).

Поревит считался богом середины лета.

Все вместе они составляли ипостаси триединого божества Триглава, олицетворявшего ежегодный (с лета по осень) период роста растений и размноже­ния животных.

Но главным среди них считался именно Святовит, которого называли «богом богов». Корень светъ, как и яръ, означал «сильный». Святовит считался бо­гом войны и защитником полей. Посвященные ему обряды совершались во время осеннего праздника урожая. Святовиту посвящали белого коня, на ко­тором в дни празднеств выезжал верховный жрец.

Перед началом военных действий к Святовиту обращались для обеспечения будущей победы. Для этого использовали коня в качестве оракула. Его заставляли пройти по ряду скрещенных пик. Если конь проходил его не останавливаясь, то верили в благоприятный прогноз, считая, что бог будет со­провождать воинов в походе. Индоевропейский об­раз коня-пророка имеет точные параллели в Авес­те, встречается в балтийской культуре и отразился в образе «вещего коня» в русском фольклоре.

Общеславянское слово «време» (время) проис­ходит от индоевропейского «*vartman» — «след ко­леса». Очевидно, что это слово связывается с ри­туальными гонками на колесницах (vartanna, извест­ная в Митаннийском государстве начиная с 1380 г. до н. э.)...