Клуб исторического
фехтования
и кулачного боя

Щит
Бижутерия сваровски оптом в москве: аксессуары для волос оптом artemal.ru/garnitury.

Фестиваль в Чувашии

05.02.2016
Недавно в Чувашии состоялся турнир-фестиваль под названием «Тени наших предков».

Назад в прошлое: возрождение средневековых боев

02.02.2016
В Ставрополе на ристалище планируют провести настоящие бои рыцарей – под звон мечей и щитов.

Праздник для жителей Петрозаводска

29.01.2016
В начале следующего месяца в Карелии пройдет выставка фотографов, которая посвящается юбилею клуба под названием «Скель».

Второй турнир фехтовальщиков в Тюмени

27.01.2016
В начале текущего года в Тюмени прошел второй открытый чемпионат под названием «Герои нашего времени», куда съехались самые лучшие фехтовальщики.

Фехтование в Красноярске

25.01.2016
В Сибири недавно состоялись соревнования по прекрасному виду спорта – фехтованию. Событие проводилось в центре творчества, который называется «Пилот». Это был третий по счету исторический турнир под названием «НЕМА». На соревнования приехали фехтовальщики из Иркутска, Новосибирска, а также с Красноярска. «Империум Гладиум» - это организатор соревнования – клуб фехтовальщиков Красноярска.

Фото → Оружие ч.1

Специалисты подчеркивают, что сварка железа и стали - сплавов, заметно различающихся температурой плавления, - процесс, требующий от кузнеца высочайшего мастерства. И археологические данные подтверждают, что в IX-XI веках наши предки вполне владели этим мастерством, а не только "умели изготавливать простые железные предметы", как полагали норманисты.
Специалисты подчеркивают, что сварка железа и стали - сплавов, заметно различающихся температурой плавления, - процесс, требующий от кузнеца высочайшего мастерства. И археологические данные подтверждают, что в IX-XI веках наши предки вполне владели этим мастерством, а не только "умели изготавливать простые железные предметы", как полагали норманисты.
В связи с этим нелишне рассказать историю меча, найденного в местечке Фощеватая, что в Полтавской области на Украине. Его долгое время считали "бесспорно скандинавским", поскольку на рукояти просматриваются узоры в виде переплетающихся чудовищ, очень похожие на орнамент памятных камней Скандинавии XI века.
В связи с этим нелишне рассказать историю меча, найденного в местечке Фощеватая, что в Полтавской области на Украине. Его долгое время считали "бесспорно скандинавским", поскольку на рукояти просматриваются узоры в виде переплетающихся чудовищ, очень похожие на орнамент памятных камней Скандинавии XI века.
Правда, скандинавские ученые обращали внимание на некоторые особенности стиля и предлагали искать родину меча в Юго-Восточной Прибалтике. Но когда в конце концов клинок обработали специальным химическим составом, на нем неожиданно проступили четкие кириллические буквы: "Людота коваль". В науке разразилась сенсация: "бесспорно скандинавский" меч оказался сделан у нас, на Руси.
Правда, скандинавские ученые обращали внимание на некоторые особенности стиля и предлагали искать родину меча в Юго-Восточной Прибалтике. Но когда в конце концов клинок обработали специальным химическим составом, на нем неожиданно проступили четкие кириллические буквы: "Людота коваль". В науке разразилась сенсация: "бесспорно скандинавский" меч оказался сделан у нас, на Руси.
Любопытно, что покупателю тех времен, вознамерившемуся приобрести клинок настоящего (то есть литого) или сварочного булата, приходилось опасаться подделки. Техника, о которой выше рассказывалась, очень сложная и, естественно, дорогая.
Любопытно, что покупателю тех времен, вознамерившемуся приобрести клинок настоящего (то есть литого) или сварочного булата, приходилось опасаться подделки. Техника, о которой выше рассказывалась, очень сложная и, естественно, дорогая.
Хороший булатный меч покупали за равное по весу количество золота и не жаловались на дороговизну: он того стоил. Ничего удивительного, что жуликоватые ремесленники иной раз пускались на хитрость: делали основу меча из простого железа и покрывали с двух сторон тонкими пластинками булата.
Хороший булатный меч покупали за равное по весу количество золота и не жаловались на дороговизну: он того стоил. Ничего удивительного, что жуликоватые ремесленники иной раз пускались на хитрость: делали основу меча из простого железа и покрывали с двух сторон тонкими пластинками булата.
Чтобы не обмануться, покупатель первым делом проверял меч по звону: хороший меч от легкого щелчка по клинку издавал чистый и долгий звук. Чем он выше и чище, тем лучше булат. Испытывали и на упругость: не останется ли искривленным после того, как его положили себе на голову и пригнули (к ушам) за оба конца.
Чтобы не обмануться, покупатель первым делом проверял меч по звону: хороший меч от легкого щелчка по клинку издавал чистый и долгий звук. Чем он выше и чище, тем лучше булат. Испытывали и на упругость: не останется ли искривленным после того, как его положили себе на голову и пригнули (к ушам) за оба конца.
Напоследок меч должен был легко (не тупясь) перерубить толстый гвоздь и разрезать тончайшую ткань, брошенную на лезвие. В Западной Европе еще пускали комок непряденой шерсти плыть по течению речки на подставленный клинок - сложнейшее испытание для меча.
Напоследок меч должен был легко (не тупясь) перерубить толстый гвоздь и разрезать тончайшую ткань, брошенную на лезвие. В Западной Европе еще пускали комок непряденой шерсти плыть по течению речки на подставленный клинок - сложнейшее испытание для меча.
Не всякий воин обладал мечом - это было в первую очередь оружие профессионала. Но и не каждый обладатель меча мог похвастаться великолепным и чудовищно дорогим "харалужным" клинком. У большинства мечи были попроще. Скандинавская сага рассказывает о викинге, которому туго пришлось в бою из-за того, что его меч все время гнулся: чуть не после каждого удара приходилось выправлять его, наступая ногой. Различия в способах изготовления разных по качеству мечей прослеживаются и археологически: во все времена существовал как "штучный товар", так и "ширпотреб".
Не всякий воин обладал мечом - это было в первую очередь оружие профессионала. Но и не каждый обладатель меча мог похвастаться великолепным и чудовищно дорогим "харалужным" клинком. У большинства мечи были попроще. Скандинавская сага рассказывает о викинге, которому туго пришлось в бою из-за того, что его меч все время гнулся: чуть не после каждого удара приходилось выправлять его, наступая ногой. Различия в способах изготовления разных по качеству мечей прослеживаются и археологически: во все времена существовал как "штучный товар", так и "ширпотреб".
У одних мечей стальные лезвия приварены к основе из простого железа. У других при стальных лезвиях основа состоит из трех полос - двух железных и стальной. У третьих и лезвия, и основа стальные, разного качества. У четвертых - стальная основа сделана из нескольких пластин. У пятых - весь клинок из одного куска железа, впоследствии цементированного.
У одних мечей стальные лезвия приварены к основе из простого железа. У других при стальных лезвиях основа состоит из трех полос - двух железных и стальной. У третьих и лезвия, и основа стальные, разного качества. У четвертых - стальная основа сделана из нескольких пластин. У пятых - весь клинок из одного куска железа, впоследствии цементированного.

"Каких-либо технологических трудностей и секретов в производстве клинков мечей, неизвестных русскому кузнецу-оружейнику, не было", - с законной гордостью утверждает современный ученый, автор большой специальной работы о технике металлообработки в Древней Руси.
"Каких-либо технологических трудностей и секретов в производстве клинков мечей, неизвестных русскому кузнецу-оружейнику, не было", - с законной гордостью утверждает современный ученый, автор большой специальной работы о технике металлообработки в Древней Руси.
Рукояти древних мечей, как легко убедиться, богато и разнообразно отделаны. Мастера умело и с большим вкусом сочетали благородные и цветные металлы - бронзу, медь, латунь, золото и серебро - с рельефным узором, эмалью и чернью. Особенно любили наши предки замысловатый растительный узор.
Рукояти древних мечей, как легко убедиться, богато и разнообразно отделаны. Мастера умело и с большим вкусом сочетали благородные и цветные металлы - бронзу, медь, латунь, золото и серебро - с рельефным узором, эмалью и чернью. Особенно любили наши предки замысловатый растительный узор.
Шедевром национального ремесла называют ученые меч первой половины XI века, у которого бронзовая рукоять украшена замечательным растительным узором, рельефно выделенным на черненом фоне. Целое Мировое Древо со стволом, ветвями и листьями цветет на его рукояти...
Шедевром национального ремесла называют ученые меч первой половины XI века, у которого бронзовая рукоять украшена замечательным растительным узором, рельефно выделенным на черненом фоне. Целое Мировое Древо со стволом, ветвями и листьями цветет на его рукояти...
Носили мечи в ножнах, которые делались из кожи и дерева. В погребениях от них остаются только фигурные металлические наконечники. Зарубежные ученые пишут даже о влиянии русского производства наконечников ножен на скандинавское: во всяком случае, со второй половины X века в орнаменте наконечников ножен у мечей викингов, для которых ранее были характерны изображения животных, все чаще появляется растительный узор, перенятый на Руси.
Носили мечи в ножнах, которые делались из кожи и дерева. В погребениях от них остаются только фигурные металлические наконечники. Зарубежные ученые пишут даже о влиянии русского производства наконечников ножен на скандинавское: во всяком случае, со второй половины X века в орнаменте наконечников ножен у мечей викингов, для которых ранее были характерны изображения животных, все чаще появляется растительный узор, перенятый на Руси.
Насколько можно судить по материалам погребений, ножны с мечом располагали не только у пояса, но и за спиной, так, чтобы рукоять торчала над правым плечом. Подобный способ ношения был распространен в X веке во многих странах Европы, что нетрудно понять, если вспомнить о тяжести и метровой длине клинка и о том, насколько подвижен должен быть воин.
Насколько можно судить по материалам погребений, ножны с мечом располагали не только у пояса, но и за спиной, так, чтобы рукоять торчала над правым плечом. Подобный способ ношения был распространен в X веке во многих странах Европы, что нетрудно понять, если вспомнить о тяжести и метровой длине клинка и о том, насколько подвижен должен быть воин.
Меч, пожалуй, наиболее мифологизированное оружие. Наши предки-язычники придавали особое значение железу - этот металл, относительно новый и очень важный для человечества, считался подарком Богов. Сходные легенды о железе распространены у многих народов: из-за этого некоторые ученые пришли даже к выводу, будто древние люди сперва познакомились с метеоритным железом, а руду обнаружили позже.
Меч, пожалуй, наиболее мифологизированное оружие. Наши предки-язычники придавали особое значение железу - этот металл, относительно новый и очень важный для человечества, считался подарком Богов. Сходные легенды о железе распространены у многих народов: из-за этого некоторые ученые пришли даже к выводу, будто древние люди сперва познакомились с метеоритным железом, а руду обнаружили позже.
Мастер-кузнец, связанный со стихиями огня и железа, по всему миру предстает помощником и побратимом светлых Богов. Он выручает их из беды, кует им оружие, помогает одолеть страшного Змея. Священная сила кузнеца распространяется и на изделия его рук: любой железный предмет является оберегом, защитой от нечисти, вот почему мы по сей день хватаемся за железо, "чтобы не сглазить".
Мастер-кузнец, связанный со стихиями огня и железа, по всему миру предстает помощником и побратимом светлых Богов. Он выручает их из беды, кует им оружие, помогает одолеть страшного Змея. Священная сила кузнеца распространяется и на изделия его рук: любой железный предмет является оберегом, защитой от нечисти, вот почему мы по сей день хватаемся за железо, "чтобы не сглазить".
Разумеется, могущество подобного оберега тем больше, чем больше труда и вдохновения вложил в него мастер. Мы уже видели, что приготовление качественного металла и ковка клинка требовали массу времени, сил и искусства.
Разумеется, могущество подобного оберега тем больше, чем больше труда и вдохновения вложил в него мастер. Мы уже видели, что приготовление качественного металла и ковка клинка требовали массу времени, сил и искусства.
К тому же необходимой частью "технологического процесса" были молитвы, заговоры и заклинания: работа кузнеца, впрочем как и любого ремесленника древности, оказывалась своего рода священнодействием (заметим, что, по мнению некоторых исследователей, размеренно произносимые заговоры и молитвы еще и помогали поддерживать нужный ритм технологического процесса).
К тому же необходимой частью "технологического процесса" были молитвы, заговоры и заклинания: работа кузнеца, впрочем как и любого ремесленника древности, оказывалась своего рода священнодействием (заметим, что, по мнению некоторых исследователей, размеренно произносимые заговоры и молитвы еще и помогали поддерживать нужный ритм технологического процесса).
Изготовление новой вещи, в особенности сложной, означало для древнего человека участие в Сотворении Мира - дело, требовавшее помощи свыше. Наше выражение "работать с душой" - лишь бледное отражение того, о чем говорилось выше.
Изготовление новой вещи, в особенности сложной, означало для древнего человека участие в Сотворении Мира - дело, требовавшее помощи свыше. Наше выражение "работать с душой" - лишь бледное отражение того, о чем говорилось выше.
Понятно, что меч, родившийся при таких обстоятельствах, никак не мог быть "просто железкой". Это было живое, и возможно даже разумное существо. Более того, меч был своего рода личностью. Между мечом и его хозяином-воином возникала таинственная связь; нельзя сказать однозначно, кто кем владел. А если учесть, что во многих языках слово "меч" женского рода, становится ясно, что меч зачастую был для воина не только другом, но и подругой.
Понятно, что меч, родившийся при таких обстоятельствах, никак не мог быть "просто железкой". Это было живое, и возможно даже разумное существо. Более того, меч был своего рода личностью. Между мечом и его хозяином-воином возникала таинственная связь; нельзя сказать однозначно, кто кем владел. А если учесть, что во многих языках слово "меч" женского рода, становится ясно, что меч зачастую был для воина не только другом, но и подругой.
К мечу обращались по имени. Меч легендарного короля Артура звался Экскалибур. Мечи короля Карла Великого и его рыцаря Роланда носили женские имена: Жуайез ("Радостная") и Дюрандаль. Были имена у мечей викингов: Хвитинг, Тюрвинг, Атвейг и другие.
К мечу обращались по имени. Меч легендарного короля Артура звался Экскалибур. Мечи короля Карла Великого и его рыцаря Роланда носили женские имена: Жуайез ("Радостная") и Дюрандаль. Были имена у мечей викингов: Хвитинг, Тюрвинг, Атвейг и другие.
Нет причин сомневаться, что и славянские воины нарекали свои клинки торжественными и грозными именами. Жаль только, эти имена до нас не дошли. Может быть, славяне считали их слишком священными и редко произносили вслух? А может быть, летописцы, работавшие в христианских монастырях, сочли этот обычай языческим и оттого о нем умолчали?
Нет причин сомневаться, что и славянские воины нарекали свои клинки торжественными и грозными именами. Жаль только, эти имена до нас не дошли. Может быть, славяне считали их слишком священными и редко произносили вслух? А может быть, летописцы, работавшие в христианских монастырях, сочли этот обычай языческим и оттого о нем умолчали?
Вера в священную силу мечей ощущается и в легендах о происхождении многих знаменитых клинков. Иные мечи считались прямым подарком Богов. Могущественные силы вручают их воинам: так, Экскалибур, согласно сказанию, был передан юному Артуру сверхъестественной рукой, воздетой из озера.
Вера в священную силу мечей ощущается и в легендах о происхождении многих знаменитых клинков. Иные мечи считались прямым подарком Богов. Могущественные силы вручают их воинам: так, Экскалибур, согласно сказанию, был передан юному Артуру сверхъестественной рукой, воздетой из озера.
Избрав себе хозяина, меч верно служит ему до смертного часа. Или до тех пор, пока воин не обесчестит себя, что равносильно гибели, если не хуже. Скандинавский вождь Гейрред не знал поражений, пока не запятнал себя нарушением закона гостеприимства. И тотчас выпал у него из руки любимый клинок, и Гейрред "умер без всякой славы, напоровшись грудью на острие"...
Избрав себе хозяина, меч верно служит ему до смертного часа. Или до тех пор, пока воин не обесчестит себя, что равносильно гибели, если не хуже. Скандинавский вождь Гейрред не знал поражений, пока не запятнал себя нарушением закона гостеприимства. И тотчас выпал у него из руки любимый клинок, и Гейрред "умер без всякой славы, напоровшись грудью на острие"...

Если верить сказаниям, мечи древних героев сами собой выпрыгивали из ножен и задорно звенели, предвидя сражение. Любопытный эпизод сохранила для нас скандинавская сага. Один человек слишком долго медлил с местью за убитого родича. Тогда жена этого человека потихоньку подрезала ножны его меча таким образом, чтобы меч то и дело вываливался наружу. Муж нисколько не удивился, увидев, как меч "побуждает" его к отмщению.
Если верить сказаниям, мечи древних героев сами собой выпрыгивали из ножен и задорно звенели, предвидя сражение. Любопытный эпизод сохранила для нас скандинавская сага. Один человек слишком долго медлил с местью за убитого родича. Тогда жена этого человека потихоньку подрезала ножны его меча таким образом, чтобы меч то и дело вываливался наружу. Муж нисколько не удивился, увидев, как меч "побуждает" его к отмщению.
Иные мечи "запрещали" владельцам обнажать их без достойного повода; но будучи вынуты, "отказывались" возвращаться в ножны, не отведав вражеской крови. Они жалобно стонали и покрывались кровавой росой, если другу-хозяину суждено было погибнуть. Меч мог и отомстить за погибшего. Когда пал великий Кухулин, любимый герой ирландских легенд, вражеский вождь подошел срубить ему голову. Тогда меч Кухулина вдруг выскользнул из мертвой ладони и отсек руку врага...
Иные мечи "запрещали" владельцам обнажать их без достойного повода; но будучи вынуты, "отказывались" возвращаться в ножны, не отведав вражеской крови. Они жалобно стонали и покрывались кровавой росой, если другу-хозяину суждено было погибнуть. Меч мог и отомстить за погибшего. Когда пал великий Кухулин, любимый герой ирландских легенд, вражеский вождь подошел срубить ему голову. Тогда меч Кухулина вдруг выскользнул из мертвой ладони и отсек руку врага...
Во многих воинских погребениях рядом с человеком лежит его меч. И нередко оказывается, что меч - мы помним, это живое существо - перед похоронами "убивали": старались согнуть, сломать пополам. Однако бывало и так, что меч "отказывался" уходить в курган, предвидя встречу с новым героем и новые славные подвиги.
Во многих воинских погребениях рядом с человеком лежит его меч. И нередко оказывается, что меч - мы помним, это живое существо - перед похоронами "убивали": старались согнуть, сломать пополам. Однако бывало и так, что меч "отказывался" уходить в курган, предвидя встречу с новым героем и новые славные подвиги.