Клуб исторического
фехтования
и кулачного боя

Щит
Купить Ноутбуки в Донецке, (062) 343 8888 В нашем интернет-магазине можно почитать описания и отзывы. Купить сумка для ноутбука, который мы быстро доставим в один из следующих городов: Донецк, Днепропетровск, Запорожье, Киев.

Фестиваль в Чувашии

05.02.2016
Недавно в Чувашии состоялся турнир-фестиваль под названием «Тени наших предков».

Назад в прошлое: возрождение средневековых боев

02.02.2016
В Ставрополе на ристалище планируют провести настоящие бои рыцарей – под звон мечей и щитов.

Праздник для жителей Петрозаводска

29.01.2016
В начале следующего месяца в Карелии пройдет выставка фотографов, которая посвящается юбилею клуба под названием «Скель».

Второй турнир фехтовальщиков в Тюмени

27.01.2016
В начале текущего года в Тюмени прошел второй открытый чемпионат под названием «Герои нашего времени», куда съехались самые лучшие фехтовальщики.

Фехтование в Красноярске

25.01.2016
В Сибири недавно состоялись соревнования по прекрасному виду спорта – фехтованию. Событие проводилось в центре творчества, который называется «Пилот». Это был третий по счету исторический турнир под названием «НЕМА». На соревнования приехали фехтовальщики из Иркутска, Новосибирска, а также с Красноярска. «Империум Гладиум» - это организатор соревнования – клуб фехтовальщиков Красноярска.

Фото → Турниры ч.1

Как отмечал историк В.О.Ключевский, кулачный бой на Руси был тонким искусством ведения поединка, входящим в изощренную систему подготовки воина. В основе системы кулачного боевого искусства лежит глубокое знание биомеханики человека (человек воспринимался как совокупность рычагов, использование которых обеспечивает не только эффективность используемых приемов, но и рациональное расходование энергии в бою).
Как отмечал историк В.О.Ключевский, кулачный бой на Руси был тонким искусством ведения поединка, входящим в изощренную систему подготовки воина. В основе системы кулачного боевого искусства лежит глубокое знание биомеханики человека (человек воспринимался как совокупность рычагов, использование которых обеспечивает не только эффективность используемых приемов, но и рациональное расходование энергии в бою).
Одним из способов, который применяли наши предки для совершенствования техники боевых навыков, были бои "стенка на стенку". Если в поединке один на один приоритет отдавался, в основном, силе, то в сражении "стенка на стенку" было важно уметь перемещаться, "владеть пространством" так, чтобы энергия бойца через систему рычагов передавалась по другим направлениям, поражая нескольких противников одновременно.
Одним из способов, который применяли наши предки для совершенствования техники боевых навыков, были бои "стенка на стенку". Если в поединке один на один приоритет отдавался, в основном, силе, то в сражении "стенка на стенку" было важно уметь перемещаться, "владеть пространством" так, чтобы энергия бойца через систему рычагов передавалась по другим направлениям, поражая нескольких противников одновременно.
"Наука" боя передавалась от поколения к поколению, от прадеда к деду, от деда к внуку. Именно в беседах с дедом будущий богатырь буквально впитывает в себя богатство духа и жизненного опыта за преклонным возрастом и немощью которого находится кладезь народной мудрости. Через предания, баллады, были, образы богатырей из русских сказок дед рассказывает ему не только "какого он роду-племени", "откуда есть пошла Русская Земля".
"Наука" боя передавалась от поколения к поколению, от прадеда к деду, от деда к внуку. Именно в беседах с дедом будущий богатырь буквально впитывает в себя богатство духа и жизненного опыта за преклонным возрастом и немощью которого находится кладезь народной мудрости. Через предания, баллады, были, образы богатырей из русских сказок дед рассказывает ему не только "какого он роду-племени", "откуда есть пошла Русская Земля".
В период от года до трех лет происходит обряд пострига, когда дитя определяли как мальчика – отец сажал его на коня, давал подержать предмет, определенно связанный с деятельностью мужчины (нож, ружье, топор и т.д.). Уже с 7-8 лет ребята участвовали в кулачном бое "стенка на стенку", где без всяких построений тузились с такими же ребятами из противной стенки (например, с другого конца деревни).
В период от года до трех лет происходит обряд пострига, когда дитя определяли как мальчика – отец сажал его на коня, давал подержать предмет, определенно связанный с деятельностью мужчины (нож, ружье, топор и т.д.). Уже с 7-8 лет ребята участвовали в кулачном бое "стенка на стенку", где без всяких построений тузились с такими же ребятами из противной стенки (например, с другого конца деревни).
На смену им в кулачный бой вступали подростки, которые имели уже своего вожака - парня из сверстников и бились строем – линией. После того, как одна из стенок подростков под натиском противника отступала, им на помощь приходила стенка "выростков" ребят 17-19 лет, которые могли участвовать на флангах заправского боя взрослых.
На смену им в кулачный бой вступали подростки, которые имели уже своего вожака - парня из сверстников и бились строем – линией. После того, как одна из стенок подростков под натиском противника отступала, им на помощь приходила стенка "выростков" ребят 17-19 лет, которые могли участвовать на флангах заправского боя взрослых.
Через традиционные праздничные рукопашные состязания юноша развивал не только физические качества, но и приучался высокой самодисциплине, ответственности: "Взялся за гуж не говори, что не дюж", "Боец к бойцу быть победному концу". Учился подчиняться - "Атаманское слово закон", узнавал значение иерархии: "Артели думой не впадать" и т.д.
Через традиционные праздничные рукопашные состязания юноша развивал не только физические качества, но и приучался высокой самодисциплине, ответственности: "Взялся за гуж не говори, что не дюж", "Боец к бойцу быть победному концу". Учился подчиняться - "Атаманское слово закон", узнавал значение иерархии: "Артели думой не впадать" и т.д.
Кулачные бои были существенной и необходимой частью поистине мужского воспитания, в котором недопустимо мошенничество, жестокость и подлость. Свод правил строго регламентировал отношения во время состязаний: правило "Не иметь сердца" запрещало выходить на бой ожесточенным или из-за личной мести, "Лежачего не бить", "Не иметь закладок в рукавице", "Со спины не заходить", запрещались увечные удары.
Кулачные бои были существенной и необходимой частью поистине мужского воспитания, в котором недопустимо мошенничество, жестокость и подлость. Свод правил строго регламентировал отношения во время состязаний: правило "Не иметь сердца" запрещало выходить на бой ожесточенным или из-за личной мести, "Лежачего не бить", "Не иметь закладок в рукавице", "Со спины не заходить", запрещались увечные удары.
В приемах кулачного боя издревле был заложен определенный магический смысл. Так, например, "ломание" перед боем напоминает движения медведя, культ которого существовал в древней Руси. До сих пор в Псковской области "ломание" называется "пляской горбатого", т.е. медведя, сила которого должна была перейти бойцу.
В приемах кулачного боя издревле был заложен определенный магический смысл. Так, например, "ломание" перед боем напоминает движения медведя, культ которого существовал в древней Руси. До сих пор в Псковской области "ломание" называется "пляской горбатого", т.е. медведя, сила которого должна была перейти бойцу.
Известно так же, что в дохристианской Руси единоборческие игрища включались в ритуально-магические действия, связанные с земледельческими культами. Поединок имитировал битву двух начал: на масленицу – борьбу зимы с летом, на тризнах – жизни со смертью и т.д.
Известно так же, что в дохристианской Руси единоборческие игрища включались в ритуально-магические действия, связанные с земледельческими культами. Поединок имитировал битву двух начал: на масленицу – борьбу зимы с летом, на тризнах – жизни со смертью и т.д.
сражении с недругом в мотивах битвы недостатка не было: за дом родной с женой и детьми малыми, за род, за землю русскую, за веру святую. Саму технику боя можно было усвоить и неприятелю, но вот усвоить то, что лежит в его основе – силу русского духа, дыханием которого была молитва – для этого нужно было родиться русским.
сражении с недругом в мотивах битвы недостатка не было: за дом родной с женой и детьми малыми, за род, за землю русскую, за веру святую. Саму технику боя можно было усвоить и неприятелю, но вот усвоить то, что лежит в его основе – силу русского духа, дыханием которого была молитва – для этого нужно было родиться русским.
А при чем здесь молитва? – переспросит кто-то, а как же заповедь "не убий", а как же смирение христианское? Но необходимо вспомнить и то, что те же монастыри на Руси строились именно как оборонительные сооружения и в военное время представляли собой крепости, очаги сопротивления неприятелю.
А при чем здесь молитва? – переспросит кто-то, а как же заповедь "не убий", а как же смирение христианское? Но необходимо вспомнить и то, что те же монастыри на Руси строились именно как оборонительные сооружения и в военное время представляли собой крепости, очаги сопротивления неприятелю.
Время лихолетья заставляло и монахов вставать в ряды русского воинства. Авраамий Палицын так пишет об осаде Троице-Сергиевой Лавры польско-литовскими войсками в 1609 году: "Иные сотники с сотнями, с ними же и старцы троицкие во всех полках... Старцы же Сергиева монастыря ходяче в полках, бьющейся с молитвою и укрепляюще люди не ослабляти в делех и тако все охрабривши;я и бьяхуся крепко, глаголюще Друг Другу: "Умрем братие за веру христианскую".
Время лихолетья заставляло и монахов вставать в ряды русского воинства. Авраамий Палицын так пишет об осаде Троице-Сергиевой Лавры польско-литовскими войсками в 1609 году: "Иные сотники с сотнями, с ними же и старцы троицкие во всех полках... Старцы же Сергиева монастыря ходяче в полках, бьющейся с молитвою и укрепляюще люди не ослабляти в делех и тако все охрабривши;я и бьяхуся крепко, глаголюще Друг Другу: "Умрем братие за веру христианскую".
Монахи Псково-Печерского и Соловецкого монастыря так же не раз отражали набеги неприятеля, что подтверждается записями в летописных монастырских сводах.
Монахи Псково-Печерского и Соловецкого монастыря так же не раз отражали набеги неприятеля, что подтверждается записями в летописных монастырских сводах.
Разумеется, если говорить об истории кулачных боев и приводить многочисленные примеры об отваге и доблести русских богатырей "из преданий старины глубокой", то вышла бы не статья на пару страниц, а добротная монография-фалиант. Но нам очень важно подчеркнуть то, что клубок из красной нити, данный богатырю в Тридевятом царстве, продолжает свой путь и сегодня, что традиция кулачных боев не канула в Лету, она возрождается сейчас по всей России: буза, скобарь, рукопашный бой по системе А.А. Кадочникова, славяно-горицкая, велесова борьба – вот тот неполный перечень современных течений рукопашного (кулачного) боя в русском стиле.
Разумеется, если говорить об истории кулачных боев и приводить многочисленные примеры об отваге и доблести русских богатырей "из преданий старины глубокой", то вышла бы не статья на пару страниц, а добротная монография-фалиант. Но нам очень важно подчеркнуть то, что клубок из красной нити, данный богатырю в Тридевятом царстве, продолжает свой путь и сегодня, что традиция кулачных боев не канула в Лету, она возрождается сейчас по всей России: буза, скобарь, рукопашный бой по системе А.А. Кадочникова, славяно-горицкая, велесова борьба – вот тот неполный перечень современных течений рукопашного (кулачного) боя в русском стиле.
В данном случае настораживает только одно: мотивация молодых людей, желающих овладеть русским боевым искусством, а также и не всегда достаточно мирное восприятие родственными боевыми системами друг друга и, как следствие, продолжительные споры между ними по поводу "кто из нас более русский".
В данном случае настораживает только одно: мотивация молодых людей, желающих овладеть русским боевым искусством, а также и не всегда достаточно мирное восприятие родственными боевыми системами друг друга и, как следствие, продолжительные споры между ними по поводу "кто из нас более русский".
На самом деле, всем, кто выбрал себе по духу ту или иную систему боевого искусства, важно прежде всего понять и принять сердцем то, что сказал как-то святитель Филарет, митрополит Московский, обращаясь к воинам: "Не забывайте, что добрый воин – лев против врагов, должен быть агнцем между своими. Живите кротко и любовно, а гнев и грозу берегите для врагов Отечества".
На самом деле, всем, кто выбрал себе по духу ту или иную систему боевого искусства, важно прежде всего понять и принять сердцем то, что сказал как-то святитель Филарет, митрополит Московский, обращаясь к воинам: "Не забывайте, что добрый воин – лев против врагов, должен быть агнцем между своими. Живите кротко и любовно, а гнев и грозу берегите для врагов Отечества".
Издавна на Руси существовали виды рукопашных состязаний, в которых принимало участие все мужское население, подготавливая себя к суровым реалиям рукопашных схваток. Были известны различные виды кулачного боя, когда мужчины, соревнуясь в ловкости и силе, бились без оружия одними кулаками, а также несколько разновидностей борьбы. Эти состязания были распространены повсеместно и пользовались огромной любовью народа.
Издавна на Руси существовали виды рукопашных состязаний, в которых принимало участие все мужское население, подготавливая себя к суровым реалиям рукопашных схваток. Были известны различные виды кулачного боя, когда мужчины, соревнуясь в ловкости и силе, бились без оружия одними кулаками, а также несколько разновидностей борьбы. Эти состязания были распространены повсеместно и пользовались огромной любовью народа.
Кулачные бои стали своеобразным соревнованием в силе и ловкости. "Наши кулачные бои были: одиночные, один на один, и стена на стену" поясняет В. Даль.
Кулачные бои стали своеобразным соревнованием в силе и ловкости. "Наши кулачные бои были: одиночные, один на один, и стена на стену" поясняет В. Даль.
Историки относят рукопашный бой к традициям, пришедшим из далекого прошлого Руси. Кулачный бой представлял собой возможность демонстрации силы и удали.
Историки относят рукопашный бой к традициям, пришедшим из далекого прошлого Руси. Кулачный бой представлял собой возможность демонстрации силы и удали.
Русского человека кулачные бои сопровождали всю жизнь от рождения и до самой смерти.
      Кулачный бой "один на один" - это состязание, где участники бились на кулаках, нанося удары в корпус и голову, аналогично современному боксу.
Русского человека кулачные бои сопровождали всю жизнь от рождения и до самой смерти. Кулачный бой "один на один" - это состязание, где участники бились на кулаках, нанося удары в корпус и голову, аналогично современному боксу.
Бой мог продолжаться:
      - до сбивания противника на землю ударом;
      - до трех сбиваний противника на землю ударами;
      - до первой крови;
      - до вынуждения противника признать поражение.
Бой мог продолжаться: - до сбивания противника на землю ударом; - до трех сбиваний противника на землю ударами; - до первой крови; - до вынуждения противника признать поражение.
Задача поединка оговаривались непосредственно перед боем, или была закреплена традицией. Она могла включать одно или несколько из перечисленных выше условий.
      Перед боем соперники троекратно целовались и обнимались.
Задача поединка оговаривались непосредственно перед боем, или была закреплена традицией. Она могла включать одно или несколько из перечисленных выше условий. Перед боем соперники троекратно целовались и обнимались.
Вот как описывает кулачный бой "один на один" Горький в произведении "Жизнь Матвея Кожемякина":
      "Мишка зорко следит за противником, иногда он быстро взмахивает правой рукой - Базунов отскочит, а Мишка будто бы поднял руку голову почесать... Городской боец размахнулся, ударил - Мишка присел и ткнул его в подбородок снизу вверх... Освирепел Базунов, бросился на противника, яростно махая кулаками, а ловкий подросток, уклоняясь от ударов, метко бил его с размаха в левый бок.
Вот как описывает кулачный бой "один на один" Горький в произведении "Жизнь Матвея Кожемякина": "Мишка зорко следит за противником, иногда он быстро взмахивает правой рукой - Базунов отскочит, а Мишка будто бы поднял руку голову почесать... Городской боец размахнулся, ударил - Мишка присел и ткнул его в подбородок снизу вверх... Освирепел Базунов, бросился на противника, яростно махая кулаками, а ловкий подросток, уклоняясь от ударов, метко бил его с размаха в левый бок.
В бою "один на один" состязались опытные бойцы. Так, Сахаров пишет: "...Они мерили свои силы с татарами, с калужанами, москвичами. Замечательная черта этих бойцов состояла в том: пить вино, за бесчестье почитать подарки, предлагаемые боярами, и не ходить стена на стену...".
В бою "один на один" состязались опытные бойцы. Так, Сахаров пишет: "...Они мерили свои силы с татарами, с калужанами, москвичами. Замечательная черта этих бойцов состояла в том: пить вино, за бесчестье почитать подарки, предлагаемые боярами, и не ходить стена на стену...".
Кулачный бой "удар на удар" - это вид кулачного состязания, где противники наносят удары поочередно, пока кто-либо из соперников не оказывался на земле или не признавал себя побежденным.
Кулачный бой "удар на удар" - это вид кулачного состязания, где противники наносят удары поочередно, пока кто-либо из соперников не оказывался на земле или не признавал себя побежденным.
На земле обозначалась черта, по разные стороны которой друг против друга становились (в некоторых случаях садились) соперники. По жребию один из них наносил удар. Другой боец только защищался, закрыв руками уязвимые места (сердце, "подмикитки" и т.п.).
На земле обозначалась черта, по разные стороны которой друг против друга становились (в некоторых случаях садились) соперники. По жребию один из них наносил удар. Другой боец только защищался, закрыв руками уязвимые места (сердце, "подмикитки" и т.п.).
Уклоняться от удара, отвечать на него, переступать ногами в это время запрещалось. Затем наносил свой удар второй боец. Со школьных лет мы помним лермонтовские строки в которых описывается именно этот вид состязаний:
      Как сходилися, собиралися
      Удалые бойцы московские,
      На Москва - реку, на кулачный бой.
      Разгуляться, для праздника потешиться...
Уклоняться от удара, отвечать на него, переступать ногами в это время запрещалось. Затем наносил свой удар второй боец. Со школьных лет мы помним лермонтовские строки в которых описывается именно этот вид состязаний: Как сходилися, собиралися Удалые бойцы московские, На Москва - реку, на кулачный бой. Разгуляться, для праздника потешиться...
По свидетельству литературоведов именно этот вид кулачного боя был распространен в лермонтовских Тарханах.
По свидетельству литературоведов именно этот вид кулачного боя был распространен в лермонтовских Тарханах.
Помимо состязаний в кулачном бое в России большой популярностью пользовались состязания в борьбе. Существовало несколько разновидностей борцовского поединка. Нами они разделены на виды: борьба с формированием предварительного захвата и борьба без формирования предварительного захвата. В свою очередь эти виды делятся на несколько подвидов.
Помимо состязаний в кулачном бое в России большой популярностью пользовались состязания в борьбе. Существовало несколько разновидностей борцовского поединка. Нами они разделены на виды: борьба с формированием предварительного захвата и борьба без формирования предварительного захвата. В свою очередь эти виды делятся на несколько подвидов.
Борьба с формированием предварительного захвата.
      В этом типе состязаний борцы формировали захват до начала состязания и не отпускали его до конца поединка. Для победы, было необходимо повалить соперника на землю. Можно выделить следующие основные виды: борьба "в схватку", борьба "на поясах", борьба "за вороток".
Борьба с формированием предварительного захвата. В этом типе состязаний борцы формировали захват до начала состязания и не отпускали его до конца поединка. Для победы, было необходимо повалить соперника на землю. Можно выделить следующие основные виды: борьба "в схватку", борьба "на поясах", борьба "за вороток".
Борьба "в схватку".
      Названия этого вида состязания: "в схватку", "сграбившись", "в замок", "в обхват", "в крест", "русская борьба", "в охапки", "в охабку", "в обхватку", "на русскую", "русский крест", "крест на крест".
Борьба "в схватку". Названия этого вида состязания: "в схватку", "сграбившись", "в замок", "в обхват", "в крест", "русская борьба", "в охапки", "в охабку", "в обхватку", "на русскую", "русский крест", "крест на крест".
В этом виде захват формируется следующим образом: одна рука через плечо, другая под плечо. А. И. Терещенко пишет: "Искусившиеся в борьбе... схватываются, жмут так крепко, что кажется, слышишь, как хрустят кости. Падение противника... признается, когда кто из двух поборет без лукавства и хитрости, потому, что некоторые из них подставляют ногу и сбивают".
В этом виде захват формируется следующим образом: одна рука через плечо, другая под плечо. А. И. Терещенко пишет: "Искусившиеся в борьбе... схватываются, жмут так крепко, что кажется, слышишь, как хрустят кости. Падение противника... признается, когда кто из двух поборет без лукавства и хитрости, потому, что некоторые из них подставляют ногу и сбивают".
В этом виде борьбы предпочтение отдавалось силовой манере, "не заключавшей в себе кроме силы никакого искусства". Поэтому борьбу "в схватку" называли "мужицкой".
В этом виде борьбы предпочтение отдавалось силовой манере, "не заключавшей в себе кроме силы никакого искусства". Поэтому борьбу "в схватку" называли "мужицкой".
На силовой характер борьбы указывает и следующие описание этого вида П. П. Бажовым: "способ борьбы, когда борцы, охватив друг друга, нажимают при борьбе на позвоночник противника". Этот вид борьбы очень древний. Б. В. Горбунов справедливо видит эту форму состязания в летописном описании поединка Кожемяки с печенеженом (992 г.)
На силовой характер борьбы указывает и следующие описание этого вида П. П. Бажовым: "способ борьбы, когда борцы, охватив друг друга, нажимают при борьбе на позвоночник противника". Этот вид борьбы очень древний. Б. В. Горбунов справедливо видит эту форму состязания в летописном описании поединка Кожемяки с печенеженом (992 г.)