Клуб исторического
фехтования
и кулачного боя

Щит

Фестиваль в Чувашии

05.02.2016
Недавно в Чувашии состоялся турнир-фестиваль под названием «Тени наших предков».

Назад в прошлое: возрождение средневековых боев

02.02.2016
В Ставрополе на ристалище планируют провести настоящие бои рыцарей – под звон мечей и щитов.

Праздник для жителей Петрозаводска

29.01.2016
В начале следующего месяца в Карелии пройдет выставка фотографов, которая посвящается юбилею клуба под названием «Скель».

Второй турнир фехтовальщиков в Тюмени

27.01.2016
В начале текущего года в Тюмени прошел второй открытый чемпионат под названием «Герои нашего времени», куда съехались самые лучшие фехтовальщики.

Фехтование в Красноярске

25.01.2016
В Сибири недавно состоялись соревнования по прекрасному виду спорта – фехтованию. Событие проводилось в центре творчества, который называется «Пилот». Это был третий по счету исторический турнир под названием «НЕМА». На соревнования приехали фехтовальщики из Иркутска, Новосибирска, а также с Красноярска. «Империум Гладиум» - это организатор соревнования – клуб фехтовальщиков Красноярска.

Фото → Турниры ч.2

Правила обычного, развлекательного русского кулачного боя были таковы:

    * лежачего не бьют;
    * мазку (на ком кровь) не бьют;
    * рукавички долой;
    * лежачий в драку не ходит и пр.
Правила обычного, развлекательного русского кулачного боя были таковы: * лежачего не бьют; * мазку (на ком кровь) не бьют; * рукавички долой; * лежачий в драку не ходит и пр.
В частности, сама императрица Екатерина Первая в 1726 году выступала с попыткой регламентации кулачных боев с целью смягчения царящих там обычаев. В изданном ей Указе говорилось: «Чтобы увечного боя не было б и кто упадёт, лежащих никого не били б».
В частности, сама императрица Екатерина Первая в 1726 году выступала с попыткой регламентации кулачных боев с целью смягчения царящих там обычаев. В изданном ей Указе говорилось: «Чтобы увечного боя не было б и кто упадёт, лежащих никого не били б».
Существовали разновидности кулачного боя. Наши кулачные бои были:

    * один на один – единоборство;
    * стена на стену – стена – сомкнутый, тесный ряд людей, из ряда не выходили, а старались сбить, попятить и погнать весь противный строй, «в бою шли стена на стену, впереди каждой – силачи, а сзади – остальной люд, напирающий на противников массою»
Существовали разновидности кулачного боя. Наши кулачные бои были: * один на один – единоборство; * стена на стену – стена – сомкнутый, тесный ряд людей, из ряда не выходили, а старались сбить, попятить и погнать весь противный строй, «в бою шли стена на стену, впереди каждой – силачи, а сзади – остальной люд, напирающий на противников массою»
сцеплялка – сцепной дракой, сцепным кулачным боем или сцеплялкой называлась на Руси свалка врассыпную или рассыпным, где всякий схватывался в одиночку, и это, как говорят Брокгауз и Ефрон, «самый жестокий», «иные, с кулачного бою, поуползали на карачках»
сцеплялка – сцепной дракой, сцепным кулачным боем или сцеплялкой называлась на Руси свалка врассыпную или рассыпным, где всякий схватывался в одиночку, и это, как говорят Брокгауз и Ефрон, «самый жестокий», «иные, с кулачного бою, поуползали на карачках»
Была и своя терминология. Ожесточенная драка, рукопашный бой в Курской области называется «неразволочная» («у них, что день, неразволочная идет»). Победителя в кулачных боях, самого стойкого бойца называли – стоёк. Сама борьба, схватка, рукопашная драка называлась емки. А сойтись открыто, грудь с грудью, в рукопашную называли – нагрудную сойтись, сразиться нагрудную, пойти нагрудки (курск.)
Была и своя терминология. Ожесточенная драка, рукопашный бой в Курской области называется «неразволочная» («у них, что день, неразволочная идет»). Победителя в кулачных боях, самого стойкого бойца называли – стоёк. Сама борьба, схватка, рукопашная драка называлась емки. А сойтись открыто, грудь с грудью, в рукопашную называли – нагрудную сойтись, сразиться нагрудную, пойти нагрудки (курск.)
Красноречиво о значении кулачного боя в русской душе говорят многочисленные пословицы и поговорки, например, «Кулачный бой – душе разгул!». «Не удай, братцы мои, не удавай! смелее, дружнее, не покинь своих!» Это крик одобренья в драках, свалке, в кулачном бою, в сражении и пр.
Красноречиво о значении кулачного боя в русской душе говорят многочисленные пословицы и поговорки, например, «Кулачный бой – душе разгул!». «Не удай, братцы мои, не удавай! смелее, дружнее, не покинь своих!» Это крик одобренья в драках, свалке, в кулачном бою, в сражении и пр.
«Дать в хлебово!» – ударить с размаха кулаком сразу во всё лицо, зацепив и губы. Обычно после этого удара всё лицо заливается кровью, которая идёт из носа и изо рта от выбитых зубов. Наиболее ловким ударом считается тот, после которого получивший его кулачник выплюнет вместе с кровью и несколько выбитых зубов.
«Дать в хлебово!» – ударить с размаха кулаком сразу во всё лицо, зацепив и губы. Обычно после этого удара всё лицо заливается кровью, которая идёт из носа и изо рта от выбитых зубов. Наиболее ловким ударом считается тот, после которого получивший его кулачник выплюнет вместе с кровью и несколько выбитых зубов.
«Подставить фонарь» – нанести кулаком сильный удар в область глаза, под которым от этого удара образуется синий кровоподтёк.

«Свернуть салазки» – сильным ударом сбоку в нижнюю челюсть повредить её.

«Заехать по мусалам» – нанести удар в лицо вообще сбоку.
«Подставить фонарь» – нанести кулаком сильный удар в область глаза, под которым от этого удара образуется синий кровоподтёк. «Свернуть салазки» – сильным ударом сбоку в нижнюю челюсть повредить её. «Заехать по мусалам» – нанести удар в лицо вообще сбоку.
Дать под микитки» – нанести удар в живот под рёбра, в направлении к сердцу. У получившего этот удар временно приостанавливается дыхание, он схватывается за живот и сильно согнувшись, выбывает из строя кулачников. Выражение «дать под микитки» старое, встречающееся теперь уже сравнительно редко
Дать под микитки» – нанести удар в живот под рёбра, в направлении к сердцу. У получившего этот удар временно приостанавливается дыхание, он схватывается за живот и сильно согнувшись, выбывает из строя кулачников. Выражение «дать под микитки» старое, встречающееся теперь уже сравнительно редко
О спортивном духе: 
Только что отчаянно дравшиеся, как заклятые враги, люди стояли теперь рядом друг с другом, мирно закуривали и оживленно беседовали о бое. Некоторые из них были с огромными синяками под глазами, с окровавленными лицами. С помощью снега они стирали, удаляли кровь с лица, прикладывали снег к разбитому носу, стараясь приостановить кровотечение. Некоторые в сторонке сидели или отлёживались от удара «под микитки».
О спортивном духе: Только что отчаянно дравшиеся, как заклятые враги, люди стояли теперь рядом друг с другом, мирно закуривали и оживленно беседовали о бое. Некоторые из них были с огромными синяками под глазами, с окровавленными лицами. С помощью снега они стирали, удаляли кровь с лица, прикладывали снег к разбитому носу, стараясь приостановить кровотечение. Некоторые в сторонке сидели или отлёживались от удара «под микитки».
Иной был в таком виде, что если бы он так явился на призыв, ему, наверное, дали бы прямо чистую отставку, а здесь он отлежится и через четверть часа снова будет драться как ни в чем не бывало.

Жалоб, злобы, стонов не слышно нигде. Настроение у всех совершенно мирное. В некоторых местах толпы слышен дружный смех. Смеются и победители, смеются окровавленными лицами и побеждённые
Иной был в таком виде, что если бы он так явился на призыв, ему, наверное, дали бы прямо чистую отставку, а здесь он отлежится и через четверть часа снова будет драться как ни в чем не бывало. Жалоб, злобы, стонов не слышно нигде. Настроение у всех совершенно мирное. В некоторых местах толпы слышен дружный смех. Смеются и победители, смеются окровавленными лицами и побеждённые
Кулачный бой в деревне – праздник, деревенский турнир, зрелище, которое деревня не променяет ни на что, и оно собирает всегда громадную толпу народа, среди которой много участников боя, много и зрителей. Смотря по количеству населения в селе, на бой собирается тысяч до трех и более народа.
Кулачный бой в деревне – праздник, деревенский турнир, зрелище, которое деревня не променяет ни на что, и оно собирает всегда громадную толпу народа, среди которой много участников боя, много и зрителей. Смотря по количеству населения в селе, на бой собирается тысяч до трех и более народа.
Центральную часть толпы составляют главные бойцы, обыкновенно старые и уже опытные бородачи кулачники; ближе к окраинам молодые кулачники, а самую окраину толпы составляют мальчишки – подростки, которые здесь же проходят школу кулачных боев.
Центральную часть толпы составляют главные бойцы, обыкновенно старые и уже опытные бородачи кулачники; ближе к окраинам молодые кулачники, а самую окраину толпы составляют мальчишки – подростки, которые здесь же проходят школу кулачных боев.
В боях взрослых они, редко, принимают участие, но между собой они часто устраивают самостоятельный бой, и бывают случаи, когда одновременно идут два боя: один взрослый и другой несколько в сторонке – детский, в котором принимают участие сотни две, а иногда и больше мальчишек. На некотором почтительном расстоянии от боя, ближе к хатам и к открытым дверям, калиткам и воротам располагаются зрители.
В боях взрослых они, редко, принимают участие, но между собой они часто устраивают самостоятельный бой, и бывают случаи, когда одновременно идут два боя: один взрослый и другой несколько в сторонке – детский, в котором принимают участие сотни две, а иногда и больше мальчишек. На некотором почтительном расстоянии от боя, ближе к хатам и к открытым дверям, калиткам и воротам располагаются зрители.
Среди них, главным образом, женщины. Замужние приходят полюбоваться боем нередко с грудными детьми на руках. Девушки разряжены по-праздничному. Вся эта публика с большим напряжением и вниманием следит за ходом боя
Среди них, главным образом, женщины. Замужние приходят полюбоваться боем нередко с грудными детьми на руках. Девушки разряжены по-праздничному. Вся эта публика с большим напряжением и вниманием следит за ходом боя
И в прошлом, и в настоящем кулачные бои имели и имеют своих героев, своих известных бойцов, слава которых нередко распространялась за пределы города или села и даже за пределы губернии. Так получили громкую славу когда-то в боях один на один известные тульские кулачники Алёша Родимый, Никита Долговяз и другие.
И в прошлом, и в настоящем кулачные бои имели и имеют своих героев, своих известных бойцов, слава которых нередко распространялась за пределы города или села и даже за пределы губернии. Так получили громкую славу когда-то в боях один на один известные тульские кулачники Алёша Родимый, Никита Долговяз и другие.
Кулачные бои на окраинах Воронежа имели своих героев. «Когда на Придаче были суконные фабрики, придаченские суконщики, жившие в Суконной слободе, выходили на лёд к слободе Троицкой. Из придаченских кулачников в то время громкую славу получил боец Степан Андреевич Попов»
Кулачные бои на окраинах Воронежа имели своих героев. «Когда на Придаче были суконные фабрики, придаченские суконщики, жившие в Суконной слободе, выходили на лёд к слободе Троицкой. Из придаченских кулачников в то время громкую славу получил боец Степан Андреевич Попов»
Приезжали на бои и завзятые бойцы-кулачники – на гастроли. Приезжали и просто любители кулачного боя.
Приезжали на бои и завзятые бойцы-кулачники – на гастроли. Приезжали и просто любители кулачного боя.
По Воронежской губернии кулачные бои устраиваются, главным образом, в селах с великорусским населением. Малороссы редко дерутся в кулачных боях
По Воронежской губернии кулачные бои устраиваются, главным образом, в селах с великорусским населением. Малороссы редко дерутся в кулачных боях
О предреволюционном отношении к русскому кулачному бою Фомин разочаровано писал: «К сожалению, эта сторона нашего быта почти совершенно не обследована, и о наших кулачных боях, как о прошлых, так и о современных, почти совершенно нет никакой литературы. А если что и есть, то очень скудное и не всегда верное.
О предреволюционном отношении к русскому кулачному бою Фомин разочаровано писал: «К сожалению, эта сторона нашего быта почти совершенно не обследована, и о наших кулачных боях, как о прошлых, так и о современных, почти совершенно нет никакой литературы. А если что и есть, то очень скудное и не всегда верное.
Так в энциклопедическом словаре издания товарищества «Просвещение» 1902 года, о кулачных боях вообще помещено несколько строк. Говоря, главным образом, об английском кулачном бое – боксе, энциклопедисты о русских кулачных боях пишут следующее: «В России до Петровской реформы существовали тоже публичные кулачные бои, обыкновенно тоже поединок, но иногда и между двумя группами бойцов
Так в энциклопедическом словаре издания товарищества «Просвещение» 1902 года, о кулачных боях вообще помещено несколько строк. Говоря, главным образом, об английском кулачном бое – боксе, энциклопедисты о русских кулачных боях пишут следующее: «В России до Петровской реформы существовали тоже публичные кулачные бои, обыкновенно тоже поединок, но иногда и между двумя группами бойцов
После 1917 года новыми инородными «хозяевами» Руси русский кулачный бой был отнесён уже, как ни странно, «к «прогнившему наследию проклятого царизма» и по этой причине не нашёл своего места среди спортивных видов борьбы. Кроме того, идеология кулачного боя, основанная, якобы, на христианстве (так активно выступавшем с запретами русского кулачного боя – авт.) и сплочённости общины шла в разрез с коммунистической идеологией, возвышавшей совсем иные идеалы
После 1917 года новыми инородными «хозяевами» Руси русский кулачный бой был отнесён уже, как ни странно, «к «прогнившему наследию проклятого царизма» и по этой причине не нашёл своего места среди спортивных видов борьбы. Кроме того, идеология кулачного боя, основанная, якобы, на христианстве (так активно выступавшем с запретами русского кулачного боя – авт.) и сплочённости общины шла в разрез с коммунистической идеологией, возвышавшей совсем иные идеалы
Поэтому кулачный бой за годы советской власти не получает должного развития. Несмотря на это, неоспоримую ценность народных боевых традиций замечали выдающиеся спортсмены России: Спиридонов, Ощепков, Харлампиев, внук знаменитого смоленского кулачного бойца, свои спортивные изыскания в области САМБО начавший с изучения приемов русского кулачного боя.
Поэтому кулачный бой за годы советской власти не получает должного развития. Несмотря на это, неоспоримую ценность народных боевых традиций замечали выдающиеся спортсмены России: Спиридонов, Ощепков, Харлампиев, внук знаменитого смоленского кулачного бойца, свои спортивные изыскания в области САМБО начавший с изучения приемов русского кулачного боя.
Однако следует заметить, что были попытки использовать приёмы, накопленные русским народом на протяжении многих веков, для боевой подготовки пограничников на Дальнем Востоке в 30-е годы, а также внедрить их в программу боевой подготовки милиции в 50-е годы.
Однако следует заметить, что были попытки использовать приёмы, накопленные русским народом на протяжении многих веков, для боевой подготовки пограничников на Дальнем Востоке в 30-е годы, а также внедрить их в программу боевой подготовки милиции в 50-е годы.
Сегодня ФРБ объединяет региональные отделения в 48 субъектах Российской Федерации. Ежегодно проводятся Чемпионат и Кубок России, первенства России среди юниоров и юношей; международный и всероссийские турниры, ведомственные чемпионаты. За период с 1988 по 2001 г.г. звание Мастера спорта России по рукопашному бою присвоено 157 спортсменам и 8 спортсменкам.
Сегодня ФРБ объединяет региональные отделения в 48 субъектах Российской Федерации. Ежегодно проводятся Чемпионат и Кубок России, первенства России среди юниоров и юношей; международный и всероссийские турниры, ведомственные чемпионаты. За период с 1988 по 2001 г.г. звание Мастера спорта России по рукопашному бою присвоено 157 спортсменам и 8 спортсменкам.
из этих боевых забав и игрищ, устраиваемых на праздники, молодые русичи выносили ценные уроки рукопашной схватки, которая была главным способом ведения боя. В нашей истории мы находим немало тому подтверждений. Например, в "Повести временных лет" говорится о том, что в 992 году, около Переславля печенежский князь сделал вызов Владимиру Киевскому: “Выпусти ты своего мужа, а я своего – пусть борются”.
из этих боевых забав и игрищ, устраиваемых на праздники, молодые русичи выносили ценные уроки рукопашной схватки, которая была главным способом ведения боя. В нашей истории мы находим немало тому подтверждений. Например, в "Повести временных лет" говорится о том, что в 992 году, около Переславля печенежский князь сделал вызов Владимиру Киевскому: “Выпусти ты своего мужа, а я своего – пусть борются”.
Когда Владимир решал, кого выпустить, один старый муж предложил своего младшего сына, которого с самого детства никто не бросил оземь. Испытали его разъяренным быком:”... и схватил быка рукою за бок, и вырвал кожу с мясом”. ... Когда печенег выпустил своего мужа:”... был он очень велик и страшен.
Когда Владимир решал, кого выпустить, один старый муж предложил своего младшего сына, которого с самого детства никто не бросил оземь. Испытали его разъяренным быком:”... и схватил быка рукою за бок, и вырвал кожу с мясом”. ... Когда печенег выпустил своего мужа:”... был он очень велик и страшен.
И выпустил Владимир мужа, и увидел его печенег и посмеялся, что он был среднего роста. А когда, схватившись, начали они крепко жать друг друга, удавил муж печенежина руками до смерти и бросил оземь”. Этого юного витязя звали Ян Усмошвец.
И выпустил Владимир мужа, и увидел его печенег и посмеялся, что он был среднего роста. А когда, схватившись, начали они крепко жать друг друга, удавил муж печенежина руками до смерти и бросил оземь”. Этого юного витязя звали Ян Усмошвец.
В этом же источнике мы находим описание другого поединка: "В год 1022... и когда стали оба полка друг против друга, сказал Редедя Мстиславу: "Чего ради погубим дружины? Но сойдемся побороться сами, если одолеешь ты — возьми богатства мои, жену мою и детей моих и землю мою. Если же я одолею, то возьму твое все, но не оружием будем биться, но борьбою"... и схватились бороться крепко... и стал изнемогать Мстислав: "О пречистая Богородица, помоги мне! Если одолею, воздвигну церковь во имя твое". И, сказав так, бросил его на землю...". Как мы видим, сила и способности сильнейшего в кулачном бою нередко определяли исход всего сражения
В этом же источнике мы находим описание другого поединка: "В год 1022... и когда стали оба полка друг против друга, сказал Редедя Мстиславу: "Чего ради погубим дружины? Но сойдемся побороться сами, если одолеешь ты — возьми богатства мои, жену мою и детей моих и землю мою. Если же я одолею, то возьму твое все, но не оружием будем биться, но борьбою"... и схватились бороться крепко... и стал изнемогать Мстислав: "О пречистая Богородица, помоги мне! Если одолею, воздвигну церковь во имя твое". И, сказав так, бросил его на землю...". Как мы видим, сила и способности сильнейшего в кулачном бою нередко определяли исход всего сражения
В 1022 году Демьян Куденевич с шестью молодцами прогнал целую рать половецкую и, как гласит летопись, выехал однажды совсем один к вражескому войску без шлема и панциря, перебил множество противников и живой возвратился в Переславль. В 1237 году произошел поистине фантастический случай. Воевода Евпатий Коловрат вместе со своим другом вдвоем, встав спина к спине, уничтожили несколько сот отборных телохранителей монгольского хана. Лучшие воины Батыя не могли ничего сделать с русскими витязями. С русской удалью смогла сравниться только механическая сила стенобитных машин, при помощи которых богатырей закидали камнями.
В 1022 году Демьян Куденевич с шестью молодцами прогнал целую рать половецкую и, как гласит летопись, выехал однажды совсем один к вражескому войску без шлема и панциря, перебил множество противников и живой возвратился в Переславль. В 1237 году произошел поистине фантастический случай. Воевода Евпатий Коловрат вместе со своим другом вдвоем, встав спина к спине, уничтожили несколько сот отборных телохранителей монгольского хана. Лучшие воины Батыя не могли ничего сделать с русскими витязями. С русской удалью смогла сравниться только механическая сила стенобитных машин, при помощи которых богатырей закидали камнями.